Опубликовано: www.tvkultura.ru 20.03.2013 | 16:16 . Фото: Александр Довженко. 1949 год. Автор: Сергей Васин. Источник: МАММ / МДФ.
Выразительные детали, новаторский киномонтаж – Эйзенштейн сравнивал Довженко с великим Микеланджело - за скульптурную точность и драматичность. Его герои - советский офицер из фильма «Щорс», труженик села из ленты «Земля» - как будто сошли с агитационных плакатов. Идеальные сюжеты – в противовес тяжелой судьбе их автора. Он прошел и Гражданскую войну, и фронты Великой Отечественной. В дневниках Довженко - все то, что цензура никогда не пустила бы на киноэкран.
«Как относятся к воюющим людям сильные мира сего, как относятся к тем, кто попал в плен, к дезертирам. И вот эту реальность войны, иногда беспощадную, кровавую, он описал с присущей ему честностью», - говорит составитель издания Владимир Забродин.
На расшифровку дневников знаменитого советского режиссера ушло целых два года. Довженко писал на родном диалекте – смеси украинского, русского и белорусского языков. Разбирать прерывистый почерк фронтовых записок составителям было непросто. На страницах дневника – борьба жажды творчества и страха снять фильм, не соответствующий курсу партии.
«Даже среди драматичнейших судеб советских художников XX столетия это - одна из самых драматичных. И вот углубляться в нее было самым сложным, гораздо сложнее , чем разбирать его почерк», - считает историк кино Евгений Марголит.
Расшифровщикам дневников Довженко предстоит еще много работы – сейчас на очереди – записи конца 40-х начала 50-х - именно тогда мастер описывал процесс творческого поиска.