Опубликовано: www.proficinema.ru 7 Июня 2013 года.
Интересно, будет ли входить в эти программы и модернизация киноиндустрии, в том числе и наработки по «дорожной карте»?
Ее составлению господин Демидов, которого острословы сообщества окрестили «кризисным менеджером», посвятил немало времени. Наш портал подробно освящал все «мозговые штурмы», на которые собирались непосредственные участники кинопроцесса и пытались определить новую стратегию отечественного кино. («Дорожная карта» отечественной киноотрасли…», «Еще не дорога, но уже «дорожная карта» и «2/3 денег в российской киноиндустрии – государственные»).
Идея «дорожной карты», на мой взгляд, была здравой и своевременной, и многие детали, подсказанные самими кинематографистами во время обсуждений, могли бы оздоровить отрасль. И мне жаль, если с этим переназначением будут забыты полезные наработки, и все ограничится лишь усилением давления на кинематограф.
Всегда управляемый
О том, как государство управляло кинематографией подробно описано в уникальном труде «История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат». Коллектив авторов – киноведов — Ирины Гращенковой, Александра Дерябина, Ольги Зиборовой, Марины Косиновой и руководителя проекта Валерия Фомина впервые в нашем киноведении систематизировали отечественное кино не с позиции искусства, а с точки зрения истории отрасли.
Исследование, заказанное Министерством культуры у НИИ киноискусства, получилось солидным. Я имела честь прочитать все 9 томов пока еще неизданной версии и с последней страницей поняла, что научной монографии можно дать и неформальный подзаголовок – «Управление кино, как история постоянного наступления на одни и те же грабли».
Судьба у кинематографистов странная – ходить по спирали.
Я процитирую лишь выбранные отдельные факты, постановления, реплики. Но и они позволяют осознать, что 2013 год для отрасли вновь становится началом крупных перемен, о чем уже было разъяснено 3 декабря 2012 года в Белом доме («5,3 миллиарда рублей на долю российского кино»).
История перемен
Первые кинопредприниматели: Ханжонков, Дранков, Либкен, Талдыкин, Трофимов, Ермолаев в начале 20 века конкурировали друг с другом, совершенствовались и самостоятельно развивали отрасль. Им была известна резолюция Николая II на бумагах Департамента полиции: «Я считаю, что кинематография – пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством…». Государь поддерживал лишь официальную документалистику в виде «царской хроники», не более того. Лишь в 1911 году за подписью Министра внутренних дел Столыпина все губернии получили циркуляр «Нормальные правила по устройству и содержанию театров-кинематографов», а к 1913 году депутаты IV Государственной Думы отправили в Совет министров проект, в котором предполагали начинать собирать от кино налоги, однако Правительство инициативу отклонило. И лишь Первая мировая война напомнила о богатой отрасли. Так в декабре 1914 года был принят закон о государственном налогообложении кинематографа, а в 1915 году было официально запрещено в Россию ввозить фильмы германского производства.
Если возникала нужда, то предприниматели – конкуренты объединялись и добивались от правительства содействия, как, например, разрешения ввезти в военное время позитивную и негативную пленку из Америки морским путем. Просили не денег, а разрешения и его получали.
Правда, уже в начале 1916 года стали в стране появляться проекты по огосударствлению кинематографа.
Внимание!
Был радикальный вариант – национализация и превращение в «государственную регалию», и другой – умеренный, в котором оговаривалась государственная поддержка определенных его секторов, оставляя частным предпринимателям производство и прокат.
Ничего не напоминает?
Национализация и много руководителей. Без подробностей никак нельзя.
Как знаем из истории, после 1917 года, пусть не в первый год, но советская власть выбрала самый радикальный вариант – национализацию.
27 августа 1919 года Ленин подписал декрет Совнаркома РСФСР о переходе кинематографической и фотографической промышленности и торговли в ведение Народного комиссариата просвещения. Правда, нарком Анатолий Луначарский сам был за частно-государственную модель, но к его мнению не прислушались.
Главы в девятитомнике про методы советской власти с 1917 по 1991 год в укрощении кинематографа, читаются как увлекательный, но печальный детектив. Слишком много в истории нашего кино было трагических нюансов и не менее трагических судеб.
Был, правда, и краткий период НЭП, когда стали возникать новые частные киноорганизации, но они совсем не нуждались в структуре Госкино (первого руководителя, члена партии большевиков с 1901 года звали Эразм Кадомцев).
Большевики же понимали значение кино, и потому разрабатывать идеологию, стратегию развития самим кинематографистам не доверили.
Апрель 1920 года – создается Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б). По решению Политбюро, Агитпроп курировал Сталин.
Так на долгие десятилетия в отрасль государство вошло не только главным финансистом, говоря сегодняшним языком, продюсером, но и главным идеологом.
23 - 31 мая 1924 года - XIII съезд ВКП(б) принимает специальное решение о создании комиссии по вопросам кино при ЦК партии на постоянной основе. В резолюции записано - «Кино должно явиться в руках партии могущественным средством коммунистического просвещения и агитации».
Но национализированная отрасль требовала больших средств, а их не было. В стране надо было восстанавливать промышленность. И чтобы поправить ситуацию, была придумана остроумная экономическая схема с полным сохранением идеологического контроля:
1924 год – создается Всероссийское фотокинематографическое акционерное общество «Советское кино» (неофициально - «Совкино», рук. Константин Шведчиков). АО зарабатывало на прокате зарубежных фильмов и пополняло бюджет для производства собственных. К тому же Совнарком освободил «Совкино» от промыслового налога. АО просуществовало до 5 июня 1930 года. Под чутким, естественно, партийным руководством.
Февраль - март 1925 - в Агитпропе ЦК РКП(б) решают учредить организацию «Общество друзей советского кино» (ОДСК). Председателем ОДСК был утвержден Феликс Дзержинский. В 1930 году это общество объединяло 110 тысяч членов, издавало свою газету под названием «Кино».
2 -19 декабря 1927 – на XV съезде ВКПб официальной партийной и госпрограммой первой советской пятилетки становится задача замены доходов от водки доходами от кино.
15–21 марта 1928 - состоялось Всесоюзное партийное киносовещание, на котором был установлен полный в отрасли контроль ВКПб.
Тогда же завершилась и относительная еще вольница 20-х. Об этом попросили и сами кинематографисты. История сохранила коллективное письмо – обращение в секретариат совещания, подписанное Эйзенштейном, Александровым, Козинцевым, Траубергом и другими. Советские режиссеры писали о том, как они нуждаются в идеологическом руководстве и просили создать более крепкий руководящий орган советской кинематографии.
29 января 1929 - Совнарком СССР утвердил положение и состав Кинокомитета при правительстве СССР. Председателем был назначен Ян Рудзутак. Структура в этом виде просуществовала год.
Краткая справка: на территории РСФСР, на первое августа 1924 года всего имелось 849 кино-установок. На 1апреля 1927 года – 4839, из них: коммерческих – 1491, клубных – 1788, сельских стационарных – 232, кино-передвижек –1328 (из них работающих в деревне –1186). Оборот по прокату на территории РСФСР составлял: в 1924–1925г. – 7500000, в 1926–1927г. – 15000000. В 1922–23 году всеми советскими кинопредприятиями СССР было выпущено в прокат 12 художественных картин. 1296–27г. – 98 картин. В том числе собственного производства Совкино - 48 художественных программных картин. Таким образом, за 5 лет советская кинематография выпустила 298 программных художественных картин.
1930 – 1933 – при Президиуме ВСНХ СССР организованы Всесоюзный фотокинокомитет и Совет по делам кинопромышленности. Руководителем 5 марта 1930 года был назначен профессиональный большевик Мартемьян Рютин, освобожден – в октябре того же года.
21 ноября 1930 - Председателем Правления Союзкино назначен Борис Шумяцкий. Его место работы дважды меняло названия.
1933 – 1935 - Главное управление кинофотопромышленности (ГУКФ) при СНК СССР,
1936 – 1938 - Главное управление кинематографии (ГУК) Комитета по делам искусств при СНК.
Работать Борису Шумяцкому было нелегко. Конфликтный по натуре, он быстро поссорился с ведущими режиссерами, не смог поладить с руководителем отдела культурно-просветительной работы ЦК ВКП(б) (Культпрос), а по совместительству еще и генеральным секретарем Союза советских писателей Александром Щербаковым. А в 1935 году две серьезные жалобы на Шумяцкого написал первый секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косырев, обвиняя в провале работы по развитию детского кино и в позорнейшем состоянии дел во ВГИКе.
И случилась ревизия, которая выявила много недостатков в работе. ЦК ВКП(б) констатировало: а) невыполнение ГУКФом производственного плана 1935г. (вместо 100 картин по плану – выпущено 38) и производственного плана первого квартала 1936 года (вместо 40 картин по плану – выпущено 10); б) плохую организацию и слабое руководство производственными процессами (слабая загрузка режиссеров, большие простои, плохое использование кинооборудования и съемочных площадей, перерасход пленки, высокая стоимость и медленные темпы производства картин, недопустимо большой брак, в результате чего, только за 1935 год забраковано и не выпущено на экран 13 кинокартин стоимостью в 11186200 руб.
В первые дни января 1938 года председатель ГУКа был арестован, а полгода спустя расстрелян.
7 января 1938 по июнь 1939 - председателем Главного управления кинематографии решением Политбюро ЦК ВКП(б) стал Семен Дукельский.
23 марта 1938 - правительство Советского Союза создает Комитет по делам кинематографии при СНК СССР. В системе КДК была организована Всесоюзная контора по прокату фильмов «Союзкинопрокат» (на базе ликвидируемого треста «Росснабфильм»), КДК переданы газета «Кино», журналы «Искусство кино», «Кинофотопромышленность», «Киномеханик», а также портфель рукописей и договора, относящиеся к кинолитературе.
В 1938 году - введены новые правила кинопроката, которые предусматривали обязательную регистрацию всех киноустановок трестированной и нетрестированной (ведомственной, клубной и пр.) сетей. Незарегистрированным установкам картины перестали отпускаться.
8 декабря 1938 - Постановление СНК СССР «Об установлении на территории СССР единых тарифов за прокат кинокартин». Согласно этому документу за прокат звуковых картин кинотеатры должны были выплачивать 40% от своего чистого дохода, за прокат немых фильмов – 30%.
8 декабря 1938 - «О ценах на билеты в кинотеатры и другие киноустановки». Этим постановлением цены на билеты устанавливались в зависимости от качества оказываемых киноуслуг и разряда, присваемого той или иной киноточке. Все кинотеатры были разделены на 6 разрядов (первые четыре – звуковые кинотеатры разного уровня, пятый и шестой – звуковые и немые кинопередвижки соответственно).
1939 – 1946 - Председателем Комитета по делам кинематографии при СНК СССР назначен Управляющий делами Совета Народных Комиссаров СССР Иван Большаков.
20 марта 1946 - на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР было создано Министерство кинематографии СССР. Министром становится Иван Большаков. Структура ликвидирована 15 марта 1953 года.
Главный редактор
Валерий Фомин: «В разговорах с руководителями кинематографии Сталин вникал во все детали кинопроизводства. В Кремлевский кинотеатр привозили и показывали вождю образцы новой советской киноаппаратуры. Их с живым интересом осматривали и обсуждали. По горячим следам этих разговоров запросто могло быть принято и какое-нибудь очень важное решение о путях развития технической базы советского кино, о дополнительном его финансировании и т.д.
При всей своей сумасшедшей занятости Сталин находил время, чтобы самым внимательным образом, с карандашиком в руках, читать даже сценарии будущих картин. Вот почему его имя в качестве редактора могло бы с полным правом значиться в титрах едва ли не каждого сколь-нибудь значимого фильма 30–40-х годов. Вождь не гнушался писать заключения на прочитанные сценарии будущих фильмов, оставляя массу всевозможных замечаний на полях рецензируемых рукописей…Кинематографисты, которым возвращались прочитанные в Кремле рукописи, долгое время не могли разгадать значение многочисленных загадочных точек, оставленных сталинским карандашом на страницах сценариев. Как правило, Сталин ставил их в самых неожиданных, случайных местах, и практически невозможно было уловить, что именно означала та или иная точка. В конце концов, один из самых догадливых режиссеров сообразил, что, скорее всего, вождь ставил на полях сценария точку, когда в его кабинете звонил телефон. Это делалось просто для того, чтобы отметить то место, на котором пришлось прервать чтение, чтобы потом долго не искать его.
Впрочем, Сталин не просто контролировал и утверждал сценарии намечаемых к производству фильмов. Он и сам лично инициировал многие проекты. Определял их постановщиков. Собственно весь грандиозный цикл историко-биографических фильмов от «Александра Невского» и «Суворова» до «Ивана Грозного» и «Композитора Глинки» был персональным продюсерским проектом вождя…
…Когда посягательства служителей Агитпропа заходили слишком далеко, он всегда имел возможность поставить их на место. Так было и в 30-е годы, и в годы военного лихолетья. Особенностью же послевоенного периода развития отечественного кино стало то обстоятельство, что вождь изменил свою тактику «сдержек и противовесов» и практически безраздельно отдал «важнейшее из искусств» в руки Агитпропа. Началось массовое перемещение сотрудников и выдвиженцев Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) на ключевые руководящие должности в системе кинематографии. Агитпроповцы получили должности первых заместителей министра кинематографии...»
Из главы 3. «Кинематограф по Сталину» (1930 -1940)
Дела и слова Агитпропа
26 апреля 1946 - в ЦК ВКП(б) прошло совещание творческих работников кинематографии. Обстановка была сложной и драматичной, так как ранее утвержденный, производственно-тематический план 1946–1947 годы был практически зарублен и пришлось на ходу, в лихорадочной спешке, составлять новый план.
9 августа 1946 – один из самых черных дней в истории советской культуры. На «историческом» заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) было рассмотрено три вопроса: о журналах «Звезда» и «Ленинград», о второй серии фильма «Большая жизнь», о мерах по улучшению репертуара драматических театров.
Парадокс. За сценарий и режиссуру 15 марта 1941 года кинокартина Леонида Лукова «Большая жизнь» награждена Сталинской премией II степени. В 1946 году вторая серия фильма была объявлена «порочной в идейно-политическом и крайне слабой в художественном отношении» и отправлена на полку. В прокат вторая серия вышла 1958-ом. Леонид Луков был не одинок. Под пресс Агитпропа попали - Эйзенштейн (вторая серия «Иван Грозный»), Козинцев и Трауберга «Простые люди», Пудовкин («Адмирал Нахимов»).
Классиков партийные чиновники обвиняли в невежестве! И это стало вершиной той системы управления, которая была заложена большевиками еще 20-ые годы.
24 апреля 1947 - Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «О составе художественного совета Министерства кинематографии СССР». В целях ужесточения контроля над содержанием фильмов был полностью изменен и состав ключевого органа Министерства кинематографии – Художественного Совета, в котором уже не нашлось ни единого (!!!) места для самих кинематографистов. Руководителем Художественного совета был назначен сотрудник Агитпропа Леонид Ильичев. Худосовету предписывалось рассматривать по каждому художественному фильму: а) литературный сценарий, б) пробы актеров на пленке, в) отснятые материалы по основным объектам фильма,
г) готовый фильм. А также при необходимости рассматривать режиссерские сценарии, эскизы декораций и костюмов, музыкальные партитуры, генеральные репетиции с актерами до начала съемок фильма».
Власть над кино была тотальной - партийной (идеология) и государственной (финансирование). И неважно, как называлась структура, посредством которой управляли киноискусством. Важно, что конец 40-х–начало 50-х по этим причинам советское кино подвело к гибельной черты – к малокартинью.
Борьба за частичку самостоятельности
14 апреля 1953-года ведущие кинематографисты по инициативе Ивана Пырьева коллективным письмом обратились к Никите Хрущеву и министру культуры ССС Пантелеймону Пономаренко о необходимости серьезных изменений в системе производства и выпуска художественных фильмов.
Реакция была. В рамках общей государственно – управленческой реформы по укрупнению досталось и кинотрасли. С полной потерей самостоятельности. (Похожая история повторится и в 2000 –ом году)
В 1953 происходит преобразование министерств СССР. Пункт № 5 объединял - Министерство высшего образования СССР, Министерство кинематографии СССР, Комитет по делам искусств, Комитет радиоинформации, Главполиграфиздат и Министерство трудовых резервов СССР, Совинформбюро – в Министерство культуры СССР.
Конечно, забавнее проходило укрупнение в 30-ые годы, когда кино было передано в ведении Комиссариата легкой промышленности.
В мега-министерстве во главе Управлений кинематографии стояли Владимир Сурин (позже – директор «Мосфильма») и Игорь Рачук (перешел в Союз Кинематографистов СССР).
Иван Пырьев не сдавался. Он вел своих коллег на борьбу за возвращение самостоятельности в управлении, в учреждении Союза Кинематографистов. По его инициативе в ЦК КПСС был направлен проект реформ, в котором предлагалось связать в единое целое творческий и производственный процессы; поставить экономические результаты деятельности киностудий в прямую зависимость от идейно-художественного достоинства выпускаемых ими произведений и количества зрителей, посмотревших тот или иной фильм.
И в проект был хитроумно вписан пункт про усиление и укрепление руководство кинематографией. Мол, Управление не управляет, нужно создать Государственный комитет по делам кинематографии, что «будет прогрессивной мерой и поможет советской кинематографии преодолеть недостатки и трудности, о которых речь шла выше».
И вновь с Комитетом
В 1963-1965 - Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии. Главой назначен Алексей Романов.
В 1965-1972 - Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР. Главой назначен Алексей Романов.
В 1972-1978 - Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии. Главой назначен Филипп Ермаш.
В 1978-1991 - Государственный комитет СССР по кинематографии. До 1986 года структурой руководил Филипп Ермаш, с 1986 года до момента ликвидации в 1991–м Александр Камшалов.
С 1992-ого года начался очередной новый этап управления киноотраслью.
Первым руководителем Госкино России стал киновед Армен Медведев. Пробыл он на своем посту до 1999 года.
Финал?..
В первое десятилетие 21 века государство заставило отечественный кинематограф почти повторить судьбу своих коллег начала 20 века.
Надо было выживать в новых экономических условиях и осваивать рыночные правила. Госдотации были скромными, зато - никакого идеологического давления. Молодое государство искало оптимальных решений управления. Кино попадало под эти реформы не потому, что в них нуждалось. Всех заставляли объединяться – разъединяться и так далее.
1999 - 2000 год - Председатель Госкино России - Александр Голутва (экс-директор «Ленфильма»).
2000 - Госкино России вливается в структуру Министерства культуры. На протесты кинообщественности Правительство внимания не обращает.
2004 – в рамках всероссийской управленческой реформы, из состава министерства культуры и массовых коммуникаций России выделяется Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура) - председатель Михаил Швыдкой. Агентство было ликвидировано в мае 2008 –ого, а все функции по управлению кинематографом вновь были переданы Министерству культуры. Швыдкой ушел в отставку, а Департаментом по кинематографии стал руководить Сергей Лазарук. Его в 2011 году Вячеслав Тельнов (экс-директор «Ленфильма»).
21 мая 2012 - Министр культуры Владимир Мединский назначил своим заместителем Ивана Демидова, которому поручил курировать вопросы поддержки кинематографа.
5 июня 2013 – вопросы кинематографа переходят в подчинение лично Министра культуры Владимира Мединского.
Огромный труд наших ученых из НИИ киноискусства пока находится в рукописном варианте. А жаль. Потому что он, на мой взгляд, может стать полезным пособием для освоения уроков прошлого. Иначе, опять будем шагать, натыкаясь на все те же любимые грабли.