Опубликовано: 05 декабря 2019 года / "Конституция СССР 1936 года". Фото: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов и Клим Ворошилов на VIII Чрезвычайном съезде Советов, принявшем Конституцию СССР. Автор фото: Михаил Прехнер. Источник фото: www.russiainphoto.ru (МАММ / МДФ).
Конституция СССР 1936 г. была призвана продемонстрировать всему миру, что в СССР существует передовой демократический строй, гарантируются во всей полноте гражданские и социальные права. В действительности Конституция была лишь фасадом тоталитарного режима, многие её положения не соблюдались, нарушались или были чистой формальностью.
До 1936 г. в СССР действовала Конституция 1924 г., которая состояла из Декларации и Договора об образовании СССР и закрепляла власть Советов, построенных по принципу делегирования — нижестоящие Советы формировали вышестоящие. Система избрания Советов была не так уж важна, потому что уже с 20-х гг. они были фасадом коммунистического режима. Однако система Советов составляла гордость большевиков, так как отличалась от «парламентской говорильни» буржуазных стран. В странах Запада систему Советов считали признаком недемократичности СССР, так как в «стране Советов» не проводились всеобщие выборы.
В 1933-1934 гг. советское руководство взяло курс на сближение с Францией и Чехословакией против Германии, на создание широкого антифашистского народного фронта в Европе. Советскому Союзу нужен был новый демократический имидж. Хорошим поводом для принятия новой Конституции стало идеологическое решение о том, что в связи с уничтожением частной собственности в СССР построен социализм. Считалось, что социализм — это не только общественный строй без эксплуатации и угнетения (о наличии в СССР угнетения трудящихся бюрократией говорить было нельзя под угрозой немедленного ареста), но и самое демократическое общество, которое только возможно. Часть коммунистов всерьёз рассчитывала, что после чистки от «врагов народа» Сталин планирует перейти к более демократическому строю, заложенному в Конституции. Один из её авторов Н. Бухарин даже после его ареста в 1937 г. писал И. Сталину о том, что происходящий террор может быть предпосылкой перехода к демократии.
7 февраля 1935 г. ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И. Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 г. проект Конституции был опубликован и формально обсуждался в течение последующих 6 месяцев. Кампания обсуждения Конституции была организована с размахом: было собрано 1,5 миллионов предложений и поправок, которые, конечно, нельзя было существенно учесть в тексте. Впрочем, рабочих и крестьян в это время больше интересовало, как свести концы с концами, а коммунистов — нараставшие репрессии против старых большевиков.
Сталин, направлявший работу комиссии по выработке Конституции, выступил за отмену многоступенчатой системы выборов, которая отличала Советы от парламентов, и настаивал на введении тайных выборов.
Эта избирательная система воспринималась в Европе как стандарт демократии.
До этого советы выбирались открытым голосованием, так как считалось, что трудящимся нечего скрывать. А если кто-то голосует против предложений партии, то он — вероятный «враг». В 1936 г. Сталин был уверен, что массы даже при тайном голосовании не решатся бросить вызов ВКП(б), тем более, что любая оппозиционная агитация была исключена. В аппарате ЦИК обсуждалась даже возможность проведения выборов из двух кандидатур (в СССР было принято выдвигать одного кандидата на место, так что о выборе на «выборах» говорить не приходилось). Разумеется, в случае таких «альтернативных» выборов оба кандидата могли быть подобраны партийным аппаратом. Но даже на такой «разгул демократии» советское руководство не решилось.
Конституция была принята 5 декабря 1936 г., как раз между двумя Московскими процессами старых большевиков (август 1936 г. и январь 1937 г.).
Конституция перечислила основные тезисы советской идеологии о характере СССР как «государства рабочих и крестьян», о социальных правах, которые якобы соблюдаются в СССР. В первой главе Конституции были отражены и некоторые реалии советской жизни (наличие государственных предприятий и колхозов, личной собственности граждан, включая приусадебные участки и др.). Гордостью советских идеологов было право на труд, закрепленное в статье 118 Конституции (документ не упоминал о принудительном характере труда значительной части трудящихся). Оно было важным аргументом и для агитации зарубежных коммунистов в пользу советского строя.
Конституция перечисляла входящие в СССР автономные образования (союзные и автономные республики), и провозглашала, что суверенитет союзных республик ограничен только в пределах компетенции Союза (правда, очень широкой — вплоть до изменения границ между республиками).
Подробно прописывалось в Конституции государственное устройство, которое не совпадало с существующей в СССР системой власти и должно было продемонстрировать демократический фасад СССР. Хотя реальная власть принадлежала партийной иерархии и правительству, которое формировалось Сталиным и его окружением, Конституция описывала систему парламентской республики. Высшей законодательной властью в стране объявлялся двухпалатный Верховный Совет СССР, а в перерывах между его сессиями – Президиум Верховного Совета СССР. Предусматривалось равенство палат Верховного Совета и его право создавать следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу; закреплялась ответственность депутатов перед избирателями и право отзывать тех, кто не оправдывал оказанное им доверие. Тщательно был прописан механизм разрешения гипотетического конфликта между палатами, хотя такой конфликт не мог возникнуть в ситуации, когда важнейшие решения готовились в Политбюро и аппарате ЦК ВКП(б).
Был создан персональный пост главы государства — Председатель президиума Верховного совета. Его занял М. Калинин, которого называли «всесоюзный староста». Правительство страны сохраняло своё название — Совет Народных Комиссаров СССР до 1946 г., после чего стало называться Совет министров СССР. До 1941 г. его возглавлял В. Молотов, а затем до своей смерти в 1953 г. — И. Сталин.
Статья 125 гарантировала гражданам СССР свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, но только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Какая свобода соответствует этим интересам, а какая нет — могли решать партийные органы и репрессивные структуры НКВД. Но об этом в Конституции не говорилось.
Роль ВКП(б) была отмечена в статье 126 Конституции скромно: «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Формально это не давало партии никаких прав, но других партий в Конституции СССР не предусматривалось вовсе.
В преддверии массовых арестов и казней 1937 г. оптимистично звучала статья 127: «Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора».
Части членов президиума ЦИК, подписавших текст Конституции, в ближайшие годы предстояло стать жертвами сталинского террора.
В дальнейшем в Конституцию неоднократно вносились изменения, в основном из-за изменений структуры правительства и административного устройства СССР.
В 1962 г. была создана комиссия по подготовке проекта новой Конституции во главе с Н. Хрущёвым, а с 1964 г. — с Л. Брежневым. Но новая Конституция была разработана только в 1977 г.
Принята Сталинская конституция была 5 декабря 1936 года, как раз между двумя Московскими процессами. Напомним, что только по двум этим процессам было расстреляно более 800 человек. Ниже коротко об авторах Конституции.
Айтаков Недирбай — арестован 22 июля 1937 года. Расстрелян 28 октября 1938 года.
Акулов Иван — арестован 23 июля 1937 года. Расстрелян 30 октября 1937 года.
Андреев Андрей — организатор кулацкой операции 1930 года, участвовал в фабрикации дел. В конце 1938 года, после того как Н. И. Ежов был отстранён от должности наркома, Андреев был председателем комиссии Политбюро по расследованию деятельности НКВД. В 1950 году потерял слух, с 1962 года — персональный пенсионер.
Ахунбабаев Юлдаш — скончался 28 февраля 1943 года, на 58-м году жизни.
Блюхер Василий — арестован 22 октября 1938 года. Умер на допросе в 1938 году. 10 марта 1939 года приговорен к смертной казни «за шпионаж в пользу Японии».
Буденный Семен —скончался 26 октября 1973 года, на 91-м году жизни. Похоронен на Красной площади.
Ворошилов Климент — скончался 2 декабря 1969 года, на 89-м году жизни. Похоронен на Красной площади.
Ежов Николай — арестован 10 апреля 1939 года. Расстрелян 4 февраля 1940 года.
Жданов Андрей — скончался 31 августа 1948 года, на 52-м году жизни, был объявлен одной из жертв «врачей-вредителей». Похоронен на Красной площади.
Каганович Лазарь — скончался 25 июля 1991 года, на 97-м году жизни.
Калинин Михаил — в октябре 1938 году была арестована его жена Екатерина Ивановна Лоорберг по закону, подписанному самим Калининым после убийства Кирова. Скончался 3 июня 1946 года от рака кишечника. Похоронен на Красной площади.
Киселев Алексей — арестован 20 августа 1937 года. Расстрелян 30 октября 1937 года.
Косиор Станислав — арестован 3 мая 1938 года. Расстрелян 26 февраля 1939 года.
Литвинов Максим — скончался 31 декабря 1951 года, на 76-м году жизни.
Любченко Панас — на августовском 1937 года пленуме ЦК КП(б)У был обвинён в руководстве контрреволюционной националистической организацией в Украине. Во время перерыва в работе пленума 30 августа 1937 года вернулся домой, застрелил свою жену, после чего покончил с собой.
Микоян Анастас — скончался 21 октября 1978года, на 83-м году жизни.
Молотов Вячеслав — в 1949 году его жена была арестована. Умер 8 ноября 1986 года, на 97 году жизни.
Мусабеков Газанфар — арестован 27 июня 1937 года. Расстрелян 9 февраля 1938 года.
Орджоникидзе Григорий — умер 18 февраля 1937 года, за пять дней до Пленума ЦК 1937 года. Официально объявленная причина смерти — инфаркт. Репрессирована вся семья.
Петровский Григорий — скончался 9 января 1958 года, на 79-м году жизни. Похоронен на Красной площади.
Постышев Павел — арестован 22 февраля 1938 года. Расстрелян 26 февраля 1939 года.
Рахимбаев Абдулло — арестован 7 сентября 1937 года. Расстрелян 7 мая 1938 года.
Рудзутак Ян — арестован 25 мая 1937 года. Расстрелян 29 июля 1938 года.
И. Сталин – ну, с этим все ясно.
Сулимов Даниил — арестован 27 июня 1937 года. Расстрелян 27 ноября 1937 года.
Н. Хрущев — умер своей смертью в 1971.
Червяков Александр — был подвергнут резкой критике за недостаточную работу по уничтожению «врагов народа». По официальной версии покончил жизнь самоубийством «на личной семейной почве».
Чубарь Влас — арестован 4 июля 1938 года. Расстрелян 26 февраля 1939 года.
Шверник Николай — скончался 24 декабря 1970 года, на 88-м году жизни. Похоронен на Красной площади.
Эйхе Роберт — арестован 29 апреля 1938 года. Расстрелян 2 февраля 1940 года.
КОНСТИТУЦИЯ
(Основной Закон)
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Глава I.
Общественное устройство.
Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).
Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.
Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь — согласно устава сельскохозяйственной артели.
Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.
Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.
Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом.
Статья 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест».
В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
Глава II.
Государственное устройство.
Статья 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:
Российской Советской Федеративной Социалистической Республики,
Украинской Советской Социалистической Республики,
Белорусской Советской Социалистической Республики,
Азербайджанской Советской Социалистической Республики,
Грузинской Советской Социалистической Республики,
Армянской Советской Социалистической Республики,
Туркменской Советской Социалистической Республики,
Узбекской Советской Социалистической Республики,
Таджикской Советской Социалистической Республики,
Казахской Советской Социалистической Республики,
Киргизской Советской Социалистической Республики.
Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежат:
а) представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами;
б) вопросы войны и мира;
в) принятие в состав СССР новых республик;
г) контроль за исполнением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;
д) утверждение изменений границ между союзными республиками;
е) утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик;
ж) организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР;
з) внешняя торговля на основе государственной монополии;
и) охрана государственной безопасности;
к) установление народнохозяйственных планов СССР;
л) утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;
м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями — общесоюзного значения;
н) управление транспортом и связью;
о) руководство денежной и кредитной системой;
п) организация государственного страхования;
р) заключение и предоставление займов;
с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;
т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;
у) организация единой системы народнохозяйственного учета;
ф) установление основ законодательства о труде;
х) законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодекс;
ц) законы о союзном гражданстве; законы о правах иностранцев;
ч) издание общесоюзных актов об амнистии.
Статья 15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик.
Статья 16. Каждая Союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР.
Статья 17. За каждой советской республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.
Статья 18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.
Статья 19. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик.
Статья 20. В случае расхождения закона Союзной республики с законом общесоюзным, действует общесоюзный закон.
Статья 21. Для граждан СССР устанавливается единое союзное гражданство.
Каждый гражданин Союзной республики является гражданином СССР.
Статья 22. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев: Азово-Черноморского, Дальне-Восточного, Западно-Сибирского, Красноярского, Северо-Кавказского; областей: Воронежской, Восточно-Сибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Татарской, Башкирской, Дагестанской, Бурят-Монгольской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Северо-Осетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской.
Статья 23. Украинская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Киевской, Одесской, Харьковской, Черниговской и Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики.
Статья 24. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике состоят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область.
Статья 25. В Грузинской Советской Социалистической Республике состоят: Абхазская АССР, Аджарская АССР, Юго-Осетинская автономная область.
Статья 26. В Узбекской Советской Социалистической Республике состоит Кара-Калпакская АССР.
Статья 27. В Таджикской Советской Социалистической Республике состоит Горно-Бадахшанская автономная область.
Статья 28. Казахская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Актюбинской, Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской.
Статья 29. Армянская ССР, Белорусская ССР, Туркменская ССР и Киргизская ССР не имеют в своем составе автономных республик, равно как краев и областей.
Глава III.
Высшие органы государственной власти Союза
Советских Социалистических Республик.
Статья 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.
Статья 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Народных комиссариатов СССР.
Статья 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.
Статья 33. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Статья 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Статья 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.
Статья 36. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года.
Статья 37. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.
Статья 38. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.
Статья 39. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством каждой.
Статья 40. Законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 41. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.
Статья 42. Совет Союза избирает председателя Совета Союза и двух его заместителей.
Статья 43. Совет Национальностей избирает председателя Совета Национальностей и двух его заместителей.
Статья 44. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.
Статья 45. Совместные заседания обеих палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.
Статья 46. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год.
Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.
Статья 47. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образованной на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения двух палат, Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.
Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета СССР, одиннадцати его заместителей, секретаря Президиума и 24 членов Президиума.
Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.
Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР:
а) созывает сессии Верховного Совета СССР;
б) дает толкование действующих законов СССР, издает указы;
в) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначает новые выборы;
г) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик;
д) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных республик в случае их несоответствия закону;
е) в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров СССР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР;
ж) награждает орденами и присваивает почетные звания СССР;
з) осуществляет право помилования;
и) назначает и сменяет высшее командование вооруженных сил СССР;
к) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
л) объявляет общую или частичную мобилизацию;
м) ратифицирует международные договоры;
н) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностранных государствах;
о) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.
Статья 50. Совет Союза и Совет Национальностей избирают мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой палаты.
По представлению мандатной комиссии палаты решают либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.
Статья 51. Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу.
Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.
Статья 52. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период, когда нет сессий Верховного Совета СССР, — без согласия Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 53. По истечении полномочий или после досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом СССР нового Президиума Верховного Совета СССР.
Статья 54. По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР.
Статья 55. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже, как через месяц после выборов.
Статья 56. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров СССР.
Глава IV.
Высшие органы государственной власти союзных республик.
Статья 57. Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет Союзной республики.
Статья 58. Верховный Совет Союзной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года.
Нормы представительства устанавливаются Конституциями союзных республик.
Статья 59. Верховный Совет Союзной республики является единственным законодательным органом республики.
Статья 60. Верховный Совет Союзной республики:
а) принимает Конституцию республики и вносит в нее изменения в соответствии со статьей 16 Конституции СССР;
б) утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и определяет границы их территории;
в) утверждает народнохозяйственный план и бюджет республики;
г) пользуется правом амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами Союзной республики.
Статья 61. Верховный Совет Союзной республики избирает Президиум Верховного Совета Союзной республики в составе: председателя Президиума Верховного Совета Союзной республики, его заместителей, секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета Союзной республики.
Полномочия Президиума Верховного Совета Союзной республики определяются Конституцией Союзной республики.
Статья 62. Для ведения заседаний Верховный Совет Союзной республики избирает своего председателя и его заместителей.
Статья 63. Верховный Совет Союзной республики образует Правительство Союзной республики — Совет Народных Комиссаров Союзной республики.
Глава V.
Органы государственного управления Союза
Советских Социалистических Республик
Статья 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Народных Комиссаров СССР.
Статья 65. Совет Народных Комиссаров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.
Статья 66. Совет Народных Комиссаров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение.
Статья 67. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.
Статья 68. Совет Народных Комиссаров СССР:
а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений;
б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;
в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;
д) определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;
е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.
Статья 69. Совет Народных Комиссаров СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР.
Статья 70. Совет Народных Комиссаров СССР образуется Верховным Советом СССР в составе:
Председателя Совета Народных Комиссаров СССР;
Заместителей Председателя Совета Народных Комиссаров СССР;
Председателя Государственной плановой комиссии СССР;
Председателя Комиссии советского контроля;
Народных Комиссаров СССР;
Председателя Комитета заготовок;
Председателя Комитета по делам искусств;
Председателя Комитета по делам высшей школы.
Статья 71. Правительство СССР или Народный Комиссар СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.
Статья 72. Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР.
Статья 73. Народные Комиссары СССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и проверяют их исполнение.
Статья 74. Народные Комиссариаты СССР являются или общесоюзными или союзно-республиканскими.
Статья 75. Общесоюзные Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно или через назначаемые ими органы.
Статья 76. Союзно-республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, как правило, через одноименные Народные Комиссариаты союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.
Статья 77. К общесоюзным Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты:
Обороны,
Иностранных дел,
Внешней торговли,
Путей сообщения,
Связи,
Водного транспорта,
Тяжелой промышленности,
Оборонной промышленности.
Статья 78. К союзно-республиканским Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты:
Пищевой промышленности,
Легкой промышленности,
Лесной промышленности,
Земледелия,
Зерновых и животноводческих совхозов,
Финансов,
Внутренней торговли,
Внутренних дел,
Юстиции,
Здравоохранения.
Глава VI.
Органы государственного управления союзных республик.
Статья 79. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет На