Опубликовано: 25 декабря 2019 года / Королёвское отделение ВООПИиК.
Фото: "Режиссёр Лев Кулешов и писатель Аркадий Гайдар в Доме творчества «Болшево», 1941 год".

Из всех домов творчества работников кинематографии «Болшево» является самым известным. Ему посвящены мемуары многих деятелей кино, для которых он зачастую был больше, чем домом творчества: он был просто домом.

Во многих мемуарных источниках отмечено, что здание с парковой зоной изначально планировалось как своего рода творческая «кинолаборатория»: место не только отдыха, но и подготовительной работы к будущим фильмам.

«Предполагалось, что сюда будут приезжать творческие коллективы – режиссёры, сценаристы, операторы, художники – для работы над постановочными проектами, а на субботу и воскресенье – деятели кино и его руководители. Путёвки для отдыха на длительный срок не выдавались. В обычные дни здесь работали лишь две-три группы, в субботу же дом переполнялся», – так описывает И.М. Маневич жизнь Дома творчества (первоначально - дома отдыха) в предвоенные годы.

В 1940 и 1941 гг. в Доме отдыха «Болшево» над киносценариями «Комендант снежной крепости» и «Клятва Тимура» работали писатель Аркадий Петрович Гайдар и режиссёр Лев Владимирович Кулешов. Фильм «Клятва Тимура» был снят уже в 1942 г., а «Комендант снежной крепости» смогли экранизировать только в 1963-м.

Завершив работу в Болшеве в июне 1941 г., Гайдар в качестве специального военного корреспондента «Комсомольской правды» был направлен на фронт и 26 октября 1941 г. погиб.

В годы войны в здании размещался госпиталь. После войны бывший дом отдыха использовали сначала под санаторий, затем – под жильё для вывезенных из Германии специалистов в области ракетной техники.

С 1947 г. здание возвратили Министерству кинематографии СССР. С этого времени начался расцвет творческой деятельности в Болшеве.

В Доме творчества кинематографистов «Болшево» проходила совместная работа сценаристов и режиссёров по подготовке к будущим съёмкам: как правило, создавались и дорабатывались сценарии. В результате складывались как временные творческие союзы, так и настоящие тандемы.

Такую совместную работу здесь вели: Э.В. Брагинский с Э.А. Рязановым, Е.И. Габрилович с С.И. Юткевичем, А.Б. Гребнев с Ю.Я. Райзманом, В.И. Ежов с А.С. Кончаловским, С.Л. Лунгин и И.И. Нусинов с Э.Г. Климовым, В.С. Фрид и Ю.Т. Дунский с А.Н. Митта, Г.Ф. Шпаликов с М.М. Хуциевым, Г.Ф. Шпаликов с Г.Н. Данелией, А.А. Галич с М.С. Донским, А.И. Шлепянов с С.Я. Кулишом, П.К. Финн с В.П. Вайнштоком, В.В. Трунин с А.С. Смирновым, Н.Б. Рязанцева с Л.Е. Шепитько, Ф.Е. Миронер с П.Е. Тодоровским.

В Доме творчества кинематографистов «Болшево» были написаны сценарии «культовых» советских фильмов:

«Летят журавли», «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Военно-полевой роман», «Калина красная», «Белое солнце пустыни» и других.

Воспоминания о доме творчества стали лейтмотивом творческого вечера Эльдара Рязанова, проходившем в Центральном Доме кино в рамках V фестиваля отечественного кино «Московская премьера» 27 августа 2007 г.: сцена была декорирована под беседку дома творчества кинематографистов, гости (С. Немоляева, О. Басилашвили и др.) выходили на сцену под стук колёс подмосковной электрички....В начале вечера Э. Рязанов выразил надежду, что дом будет восстановлен:

«Болшевский дом недавно пытались реконструировать — в результате его нет. Все разрушено в нашем кинохозяйстве. Но, надеюсь, мы понемногу восстановим дорогие нашим сердцам руины».

«Болшево» является местом памяти таких выдающихся деятелей культуры (кино, театра, эстрады, литературы), как Фаина Раневская, Леонид Утёсов, Аркадий Райкин, Аркадий Гайдар, Иван Пырьев, Евгений Габрилович, Валентин Ежов, Анатолий Гребнев, Юлий Райзман, Нонна Мордюкова, Элем Климов, Марк Донской, Сергей Урусевский, Георгий Рерберг, Василий Шукшин, Владимир Высоцкий, Виктор Шкловский, и многих, многих других.

В 1998 году Никита Михалков, избранный председателем Союза кинематографистов России, заявлял:

«Тяжелейшей задачей на сегодняшний день является удержание в полуживом состоянии Домов творчества «Болшево» и «Красная Пахра». Продавать эти объекты СК не намерен. Сегодня они практически лежат. Но у нас есть уверенность, что постепенно мы сможем их оживить и вернуть кинематографистам. Это действительно дело нашей чести».

Однако шаг за шагом под руководством Михалкова объекты, принадлежащие Союзу кинематографистов, распродавались и… сносились.

… «Болшево. Наше Болшево. Дом творчества – дом родной. Для постоянных обитателей – Гребнева, Фрида и Дунского, Шпаликова, Миндадзе, Райзмана, Юткевича, Ежова… И часто присоединяющихся – Утёсова и Райкина…Мой, конечно, тоже. Моя память, моя любовь. И печаль – сейчас. Что там с ним? Разрушен, как все? Продан, как все? Захвачен, как все?»
(киносценарист, актёр Павел Финн)…


Материалы по теме