Фото: "Укладка рельсов на трассе Турксиба. Фото ("Общественное достояние") 1929 г. (Источник: Государственный музей политической истории России)

«Турксиб» стал выдающимся произведением советского документального кино в силу самой логики исторического процесса развития киноискусства 20-х годов, подготовившего его появление».

Из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (М., «Искусство», 1987).

Валентин Туркин: «В художественном плане «Турксиб» картина не экспериментальная, а отчетливо проработанная в замысле и сделанная согласно замыслу. Она — не попытка, не опыт, а заранее обдуманное достижение». «Самое поучительное в «Турксибе» то, что он вышел из постановки в том виде, в каком был задуман автором».

Журнал  «Советского экрана» 1929 год

Источник: Архив Мирона Черненко   

СПРАВКА

Турксиб стал одной из самых знаменитых строек первой пятилетки в СССР.

Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Совета Труда и Обороны СССР 3 декабря 1926 года.

Начальником Турксиба был бывший чикагский анархист Бил Шатов, приехавший в Россию в 1918 г. 

Шатов Владимир Сергеевич, политработник Красной Армии, затем - военный министр ДВР, нач. строительства Турксиба. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 4904321.

442 километра рельсовой колеи предстояло проложить через горные реки, скалистые хребты, раскалённые пески. Подготовка к строительству началась в апреле 1927 года. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск произошла 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября.

Согласно казахскому обычаю, первый паровоз вышел с Луговой на новую линию через специально построенную арку, символизирующую юрту, через которую проносят новорожденного. На одной стороне арки было написано «Туркестан», на другой — «Сибирь». На паровозе трепетал кумач с лозунгом «Даёшь Сибирь!»

К маю 1929 года было построено 562 км пути на севере и 350 км на юге. Дорога ещё строилась, но по ней уже шли поезда.

10 мая 1929 года первый регулярный пассажирский поезд прошёл от Семипалатинска до Сергиополя (Аягуза). Фактически смычка Турксиба произошла 21 апреля 1930 года. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Огыз-Корган (переименованной по этому поводу в Айна-Булак — «Зеркальный Ручей») — забит в 12 часов дня 28 апреля 1930 года, на 8 месяцев раньше срока.

После митинга по случаю открытия, на станции Айна-Булак был заложен памятник Ленину. Первый поезд со строителями трассы провёл по Турксибу паровоз Э-1441.

На открытии присутствовали корреспонденты со всей страны, в том числе Илья Ильф и Евгений Петров, Б. Пильняк, Л. Мартынов и другие. 

В память о трудовом подвиге советских людей этот паровоз в 1974 году был установлен на почётную стоянку в столице Казахской ССР городе Алма-Ате. 

Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 19602971.