Три миллиона метров войны. «Фронтовым кинооператорам посвящается»

Журнал «Искусство кино» № 5, май 2005 года.

Три миллиона метров войны. «Фронтовым кинооператорам посвящается»

10.11.2018

Джемма Фирсова

Джемма Сергеевна Фирсова (по мужу — Микоша;  27 декабря 1935, Самарканд, Узбекская ССР, СССР — 8 мая 2012, Москва, Россия) — актриса, педагог, писатель, продюсер, режиссёр, сценарист, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980).

Опубликовано: Искусство кино № 5, май 2005 годаМатериал был подготовлен Джеммой Фирсовой к открытию в Союзе кинематографистов России фотовыставки «Фронтовым кинооператорам посвящается» (проходила в мае — июне 2005 года).  Материал подготовлен к публикации Ириной Никитиной.

Фото: "Съемочная группа после подписания акта о капитуляции Японии на линкоре «Миссури» в Токийском заливе 02 сентября 1945 года". На фото (слева направо): режиссеры Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, операторы Андрей Сологубов, Владислав Микоша, Михаил ОшурковМихаил Прудников, Михаил Посельский. Автор неизвестен. Фотография была опубликована в книге М. Посельского "Свидетельства очевидца" (2005 год). Фото из архива Наталии Венжер.

К 60-летию Победы в Союзе кинематографистов России открылась фотовыставка «Фронтовым кинооператорам посвящается». Это собрание уникальных фотографий, сделанных на фронтах Великой Отечественной.

Все события войны, которые мы сегодня видим на кино- и телеэкранах, — результат их военных съемок. Тогда каждый кадр, снятый ими, был на вес крови — каждый пятый из 252 фронтовых кинооператоров погиб, почти все оставшиеся в живых ранены или контужены. Сегодня каждый кадр войны — на вес золота.

Они оставили нам в наследство три миллиона метров военной хроники — зримую память войны. Как показала послевоенная история документального кино и телевидения, это богатство неисчерпаемо и продолжает раскрывать историю войны, событий и судеб, являя нам все новые грани, помогая понять значение тех героических 1418 дней.

Стенды с фотографиями фронтовых кинооператоров экспонировались и ранее, но такую масштабную фотовыставку удалось представить впервые. Основу ее составила коллекция Музея кино, полученная им в наследство от разоренной Центральной студии документальных фильмов. Нам удалось собрать и фотографии неизвестные или малоизвестные ранее. Их привез из Таллина один из пяти оставшихся в живых фронтовых кинооператоров Семен Школьников, еще один — Михаил Посельский — прислал из США вместе с рукописью своей книги, многое передала с оказией из Минска режиссер Маргарита Касымова, многое нашли в семейных архивах жены и дети тех, кого уже нет с нами.

Мы не могли представить всех фронтовых операторов. Во-первых, у нас бы не было места, где мы могли бы разместить такое количество фотографий, во-вторых, не было времени отыскать их (выставка готовилась месяц с небольшим) и, в-третьих, найти фотографии всех 252 кинооператоров, скорее всего, практически невозможно.

Но среди представленных в экспозиции — последнее фото Семена Стояковского: в этот день, 12 апреля 1945 года, в боях за Вену он погиб; последнее фото Виктора Муромцева — за несколько секунд до гибели при съемке танковой атаки недалеко от Триеста 30 апреля 1945 года.

Мы впервые скомпоновали выставку по принципу хронологии, следуя за ходом событий — от года к году войны, и получили совершенно неожиданный эффект: события выстроили не только историческую, но и эмоциональную драматургию выставки. За отдельными фотографиями вдруг стал угадываться весь ход войны — пусть не в последовательной связи событий, а в неуловимой смене настроений.

Сегодня от этих лиц невозможно оторвать глаза.
____________________________________
Материалы номера иллюстрированы фотографиями с выставок «Фронтовым кинооператорам посвящается» (СК России, май — июнь 2005 года), «Посвящение» («Новый Манеж», май 2000 года), а также снимками из личного архива Владислава Микоши