Опубликовано: газета "Советская культура" № 47 9213) от 11 октября 1934 года.

Капитан л/р "Ф. Литке" Н.М. Николаев, гидробиолог В.Г. Богоров, гидролог В. А. Березкин и метеоролог К.А. Радвилович на палубе ледореза. Экспедиция на л/р "Ф. Литке" по Севморпути. 1934 год. ИСТОЧНИК: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Известно, что попытка «Литке» пробиться к «Челюскину» осенью 1933 года не удалась. 

10 сентября 1933 года пароход «Челюскин» зажало льдами в Восточно-Сибирском море. Начался дрейф «Челюскина». 

30 октября «Челюскин» подошел к Берингову проливу. Утверждают, что когда начался обратный дрейф льдов, до чистой воды пароходу оставалось пройти считанные мили, но преодолеть их так и не удалось. Начался дрейф во льдах, который продлился около 100 дней. Недалеко от «Челюскина» находился краснознаменный ледорез «Федор Литке», который, как уверяют некоторые исследователи, мог оказать помощь дрейфующему пароходу. Но О.Ю. Шмидт, видимо, надеясь на благополучный исход, а возможно, и не желая ни с кем делиться славой, от помощи ледореза отказался. Во всяком случае, такая версия существует. (Источник: www.kamvesti.com)

Оператор Марк Трояновский на «Литке». 1933 год. Фото из архива А.М. Трояновского.

Из письма Марка Трояновского к Р.К. (11 ноября 1933 года): "... Больше месяца, как я покинул «Челюскин» и ушел пешком с несколькими товарищами. Чтобы выбраться отсюда до наступления зимы и доставить в Москву снятую пленку, мы проделали отчаянный путь — почти 400 километров по льду океана и по сопкам Чукотки. Ночевали на улице или в чукотских юртах. Ровно месяц тому назад мы добрались до Тихого океана. К нам подошел узнавший нас ледорез «Литке». Стоим и ждем, пока к нам на самолете не перебросят издалека с зимующих судов погибающих от цинги людей.
В это время «Челюскин» тронулся с того места, где мы его оставили. Был момент, когда его освобождение из ледовых оков казалось фактом. Но Арктика цепко впилась в него. Его подхватило течение и вновь понесло на север. Он попал в течение, которое идет к полюсу. Здесь в свое время уже дрейфовали и большей частью гибли. «Челюскин начал звать на помощь. Это было вчера ночью. Сейчас уже подняты пары у «Литке», и мы идем к нему на помощь...
Почему я ухожу вместе с «Литке»? Это единственное судно, которое могло меня и мою пленку доставить быстро во Владивосток... На «Литке» я иду матросом. Пассажиров он в такой рейс может не брать. Работы будет очень много, но ведь это работа по спасению «Челюскина»..."