6 июня  —  220 лет со дня рождения АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

06 июня 2019

6 июня  —  220 лет со дня рождения АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

Пушкин и няня. Художник Ю. М. Непринцев. 1938–1958. Холст, масло. 84 × 108. КП-18305. Источник: www.museumpushkin.ru.

В 1988 году на ЦСДФ вышел документальный фильм «И дух смирения, терпения, любви...» (автор сценария В. Тетерин, режиссёр В. Мусатова, операторы А. Яцура А., И. Галин, монтажер Н. Якимовапо заказу Исполнительного комитета СО Красного Креста к 150-летию со дня гибели А. С. Пушкина. 

Записи (стихи А.С. Пушкин, интервью) цитируются с экрана.

Борис Николаевич Тарасов (род. 1947), писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, сопредседатель Союза писателей России (во время съемок фильма в 1988 году — аспирант Литературного института им. А.М. Горького): "Достоевский говорил,   что Пушкин унёс с собой в гроб некую тайну... и вот мы теперь без него эту тайну разгадываем. Тайна Пушкина неразрывно связана с тайной человека и его историей. Вглядываясь в сокровенные глубины человеческой души, поэт обнаруживал в них незримую борьбу гадов и ангелов, питающую противоречивый ход истории, составляющую таинственную непредсказуемость бытия. Именно в этих сокровенных глубинах зарождается гордость, тщеславие, зависть. Берут начало желания первенства и власти, счастья и свободы, просыпается тоска и скука, вера, надежда, любовь, завязываются первые акты маленьких и больших трагедий человеческого существования. Размышляя над летописью истории, Пушкин видел её наполненность героями, полководцами, историческими деятелями... людьми выдающимися, в разной степени втянутыми в игру гордого, эгоистического сознания. Между тем, на первый взгляд, второстепенные, рядовые персонажи истории сдерживают разрушительность этой игры, нейтрализуют шум и ярость бурного исторического процесса. И без такой тихой истории зло не имело бы никаких преград".

Не пугай нас, милый друг,
Гроба близким новосельем:
Право, нам таким бездельем
Заниматься недосуг.
Пусть остылой жизни чашу
Тянет медленно другой;
Мы ж утратим юность нашу
Вместе с жизнью дорогой...
Смертный миг наш будет светел
И подруги шалунов
Соберут их легкий пепел
В урны праздные пиров.
А.С. Пушкин. Из стихотворения Кривцову (1817)

 Татьяна Михайловна Глушкова (1939 – 2001; поэт, после окончания Литературного института имени Горького работала  экскурсоводом в  Михайловском): "Многие думаю, что пушкинская  гармония — это некая  райская идиллия, безоблачная благодать и не  находят её в сегодняшней  жизни. Но Пушкин ответил бы на это  словами своего Моцарта: "Но нет: тогда б не мог и мир  существовать..." — потому что гармония у  Пушкина — это не  состояние, а наоборот, вечно длящийся процесс борьбы противоположных начал, света и тьмы, добра и зла. В этом  процессе  верх может брать то одна, то другая сила. Сегодня, как  никогда,  актуальна проблема пушкинской гармонии — выравнивать крен мира, осаживать дисгармоническое начало, разрушающее мир и людские души. Вот что значит исповедовать пушкинский гармонический идеал".

Юрий Иванович Селивёрстов (1940 — 1990; художник-график, в конце 80-х приступил к главному труду своей жизни — создал серию портретов великих русских мыслителей; — прим. ред.): "Всё тленно в этом мире, но несёт в этой жизни человек от рождения частицу вечности — это его бессмертная душа. И Пушкин, как никто другой, а может быть, первый со всей пронзительностью помог нам это понять, осмыслить... наверное, поэтому он и называется «истинно народный поэт», потому что в его творчестве более чем у кого-либо есть то, что мы называем отзвуком национальной души… При всех тех общечеловеческих характеристиках, которые свойственны и русской душе: широта, отзывчивость, доброта — есть одна черта, о которой можно сказать, что она отличительна — это дух покаяния... русский человек несёт на себе чувство большой вины и Пушкин почувствовал это".

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв.
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
А.С. Пушкин. Июль 1936 года.
"Мы долго стояли над ним молча, не шевелясь, не смея нарушить великого таинства смерти, которое свершилось перед нами во всей умилительной святыне своей. Когда все ушли, я сел перед ним и долго один смотрел ему в лицо. Никогда на этом лице я не видал ничего подобного тому, что было на нем в эту первую минуту смерти. Голова его несколько наклонилась; руки, в которых было за несколько минут какое-то судорожное движение, были спокойно протянуты, как будто упавшие для отдыха после тяжелого труда. Но что выражалось на его лице, я сказать словами не умею. Оно было для меня так ново и в то же время так знакомо! Это было не сон и не покой! Это не было выражение ума, столь прежде свойственное этому лицу; это не было также и выражение поэтическое! нет! какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание. Всматриваясь в него, мне все хотелось у него спросить: «Что видишь, друг?» И что бы он отвечал мне, если бы мог на минуту воскреснуть? Вот минуты в жизни нашей, которые вполне достойны названия великих. В эту минуту, можно сказать, я видел самое смерть, божественно тайную, смерть без покрывала. Какую печать наложила она на лицо его и как удивительно высказала на нем и свою и его тайну. Я уверяю тебя, что никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли. Она, конечно, проскакивала в нем и прежде. Но в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти. Таков был конец нашего Пушкина..." Василий Андреевич Жуковский — наиболее близкий друг Пушкина из его старших современников.