В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ № 27

Запись беседы И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В.М. Молотова с Я. Чужиным во время кинопросмотра 3 июля 1935 г. о приобретении и разработке техники для производства цветных фильмов.

В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ СТАЛИН, или «ЗАПИСКИ ШУМЯЦКОГО». Документ № 27

13.05.2019

Опубликовано: Архив Александра Н. Яковлева. Фото: Иосиф Сталин и члены Политбюро с фотокорреспондентами и кинооператорами «Союзкинохроники».  1935 - 1938 гг. Фотография была подарена Я. Халипом Г. Хомзору (Хомутову) . Источник: "История России в фоторафиях".

Документ № 27

Запись беседы И.В. Сталина, К.Е. Ворошилова, В.М. Молотова с Я. Чужиным во время кинопросмотра 3 июля 1935 г. о приобретении и разработке техники для производства цветных фильмов

03.07.1935

Краткая запись беседы [Я.Э. Чужина]1 при просмотре фильмов 3 июля 1935 года

Присутствовали тт. И. С[талин], В. М[олотов], С. О[рджоникидзе], К. В[орошилов].

Тов. С.О., здороваясь, сказал К.В., что вот работал Чужин у нас в химии, а сейчас изменил химии и в кино работает.

Я. Ч[ужин] ответил, что в кино так же много сложной химии и что работа в кино имеет такое же огромное значение.

Просмотрели немой экстренный выпуск московского физкультурного парада и звуковой фильм, посвященный ленинградскому физкультурному параду. При просмотре московского парада тов. И.С. предложил снять слово «великий» из титра, несколько раз повторив это указание.

Я.Ч. рассказал об условиях засъемки московского физкультурного парада: специальная мобилизация людей и внимания; проведение тщательного инструктажа, организация 32 съемочных точек на Красной площади, засъемка 25 тыс. метров пленки. Сейчас выпускается немой экстренный фильм на 350 метров с тем, что через 8–10 дней будет выпущен специальный фильм на 1200 метров, звуковой о московском физкультурном параде, с расчетом показа его в СССР и за границей. Это должен быть высококачественный хроникальный фильм, ярко отображающий все величие и мощь этого небывалого парада.

Товарищи К.В. и И.С. заметили, что не стоит выпускать новый экстренный выпуск с тем, чтобы обеспечить лучшие условия показа звуковому фильму.

Я.Ч. Мы рассматриваем экстренный выпуск кинохроники как кинопечать, которая должна немедленно откликаться на важнейшие события, а будущий звуковой фильм о параде — как большой очерк или книгу, которая должна полностью раскрыть все богатое содержание и в ярких красках показать этот большой парад.

Тов. В.М. заметил, что кинохроника действительно должна быстро выпускать свою продукцию.

Тов.И.С.: «Выпустили ли уже на экран?»

Я.Ч.: «Сегодня днем выпустили. Во всяком случае, материала заснято больше чем достаточно и значительных повторений в звуковом фильме не будет. В звуковом фильме будет обеспечено большое разнообразие материала, музыка, много динамики».

И.С.: «Ну что ж, пусть идет. Вы там дали предложения по хронике, общие они. Нельзя ли проще сказать точно, что вам нужно?»

Я.Ч.: «Основное мы сказали в этих предложениях. Нам нужны: аппаратура, люди и помещение».

При оценке отдельных фильмов тов. И.С. обратил внимание на то, что: «При первом просмотре картины схватываешь ее в целом, получаешь только общее впечатление. При следующих просмотрах уже лучше вникаешь в суть, лучше видишь отдельные положения. Вот „Юность Максима“ — первый раз посмотрел, не понравилась. Холодная. А потом еще посмотрел — хорошая картина. А в первый раз я даже авторов здесь пробирал после просмотра».

К.В.: «То же самое с „Последним маскарадом“. Почему Вы ее мало выпускаете? Я сколько людей не спрашивал, ее не видели. А то получается — несколько дней идет картина, а потом исчезает. Нельзя ли сделать так, чтобы картины дольше шли, чтобы народ действительно мог [их] видеть».

Я.Ч. разъяснил положение и заявил, что сейчас картина печатается вторым тиражом и еще раз пойдет на экран. Причем тираж дается в увеличенном количестве.

Тов. И.С.: «Последний маскарад» большая, хорошая картина, она хорошо пойдет, а вот «Пэпо» пойдет меньше, старую тему взяли, подняли старые времена, а главное — безобидная картина, безобидно показана, никого не бьет, ни дашнаков, ни меньшевиков, ее не будут так смотреть, как «Последний маскарад».

При просмотре московского парада Я.Ч. обратил внимание, насколько убедительнее, ярче и сильнее было бы воздействие кино на зрителя, если бы экран был расцвечен, при этом сказал об огромном значении цвета в кино и цветных фильмов. В СССР и Европе ведутся только начальные экспериментальные работы по цветному кино, притом очень неуверенно и робко.

В Америке, по словам тов. Шумяцкого, который об этом нам много пишет3, работа по цветному кино пошла далеко вперед и они сейчас приступают к массовому производству фильм. Цветное кино технически крайне сложно и за границей полностью засекречено. Тов. Шумяцкий пишет нам, что Америка находится сейчас на повороте к массовому переходу на цветное кино. Для нас цветное кино при нашем уровне техники еще непосильная задача. Нам все же придется поставить вопрос о серьезных мероприятиях по технике, в том числе и в какой-то мере о технической помощи и позаимствовании американского опыта.

И.С.: «Ну что техническая помощь? Разве мы в промышленности только покупали техническую помощь? В промышленности наполовину мы сами взяли то, что было необходимо».

С.О.: «Да, в промышленности мы только часть брали технической помощи, остальное сумели взять сами».

Я.Ч. Техническую помощь я имею в виду не только в порядке покупки технической помощи, хотя в какой-то мере это нам будет нужно, так как ряд вещей, например, метод производства и аппаратура по цветному кино крайне засекречены, но и широкая посылка наших людей в Америку в целях изучения опыта и учебы, а также приглашения небольшой группы людей на работу к нам. Кроме того, решающую роль могло бы сыграть в технической реконструкции кино более полное и квалифицированное участие тяжелой промышленности в нашей технике.

С.О.: «Ну что же, мы ведь аппаратуру даем, вот теперь передвижку готовим. Если нужно, еще поможем».

Я.Ч. разъяснил, что проекционная аппаратура, которую НКТяжпром дает в совершенно недостаточном количестве, ни в какой мере не решает проблем технической реконструкции кинопроизводства. Нам необходимо теперь же обеспечить перевод кинотехники на более высокий уровень, создать совершенные орудия кинопроизводства, механизировать все процессы производства, освоить в Союзе большое количество киноаппаратов и оборудования, которое мы до сих пор ввозим, а без широкой помощи и кооперации НКТяжпрома мы сможем сделать крайне мало, хотя у нас уже есть и свои заводы.

 РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 829. Л. 52–54.
________________________________
1. В мае – августе 1935 г. сохранившиеся в РГАСПИ записи кремлевских просмотров ввиду отсутствия в Москве Шумяцкого вел Я.Э. Чужин. 19 апреля 1935 г. Оргбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело просьбу Шумяцкого о командировании в США, Германию и Францию «комиссии в составе 13 человек для освоения опыта новейшей кинотехники, сроком на 3 месяца». Оргбюро утвердило предложенный состав комиссии (Шумяцкий, Эрмлер, Трауберг, С. Васильев, Райзман и др.) и передало на рассмотрение Политбюро. 21 апреля 1935 г. Политбюро утвердило состав комиссии, внеся в него некоторые изменения (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 114. Д. 583. Л. 13; Оп. 3. Д. 962. Л. 40). Делегация советских кинематографистов выехала 21 мая. На страницах газеты «Комсомольская правда» 29 мая и 20 августа 1935 г. печаталась информация об этой поездке.


Материалы по теме