Источник: vdnh.ru
История Выставки по существу начинается в 1927 году на XV съезде ВКП(б). Кроме отмены НЭПа, исключения из партии Троцкого и троцкистов, а также утверждения директив по созданию первого пятилетнего плана было принято решение о коллективизации сельского хозяйства.
Коллективизация сельского хозяйства была направлена на «уничтожение кулачества как класса». Кулачество возникло в России в результате столыпинских реформ 1906 года. Ленин требовал «беспощадного подавления кулаков, этих кровопийц, вампиров, грабителей народа». Сталин сделал следующий шаг, заменив подавление на ликвидацию: «Чтобы вытеснить кулачество как класс, — писал он в 1930 году, — надо сломить в открытом бою сопротивление этого класса и лишить его производственных источников существования и развития (свободное пользование землей, орудия производства, аренда, право найма труда и т.д.). Это и есть поворот к политике ликвидации кулачества как класса».
В результате проходившей с 1930 по 1933 год так называемой «сплошной коллективизации», а также из-за нескольких неурожайных лет, в стране наступил беспрецедентный голод. В правительственных указах появились неожиданные требования: запретить кастрацию племенных баранов, начать кампанию кролиководства, обеспечить рабочих лопатами, вилами, граблями и сапками. Хотя коллективизация была направлена на помощь беднейшему крестьянству, отношение к словам «бедность» и «богатство» стало радикально меняться. «Путаница во взглядах у отдельных членов партии насчет бедноты и зажиточности, — сказал Сталин в 1934 году на XVII съезде ВКП(б), — есть отражение взглядов наших левацких головотяпов, идеализирующих бедноту как извечную опору большевизма при всех и всяких условиях и рассматривающих колхозы как арену ожесточенной классовой борьбы». Год спустя Сталин пояснил: «Характерная особенность нашей революции состоит в том, что она дала народу не только свободу, но и материальные блага, но и возможность зажиточной и культурной жизни. Вот почему жить стало у нас весело, и вот на какой почве выросло стахановское движение».
Идея ударного труда и особой группы ударников возникла еще раньше, в феврале 1933 года, когда был проведен Первый Всесоюзный съезд колхозников-ударников. Решение строить Всесоюзную сельскохозяйственную выставку было принято два года спустя, на Втором Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Выставку было решено открыть 1 августа 1937 года к 20-летию советской власти на 100 дней. Идея Выставки во многом носила символический характер. Для доказательства успеха колхозного строительства было решено создать изобилие на огороженной территории Останкинского парка. Идея перекликалась с «построением социализма в одной отдельно взятой стране».
Работы на ВСХВ начались со второй половины 1935 года. Павильоны делались из типовых деревянных деталей. Работа шла медленно, но к июлю 1937 года уже стояли павильоны Белоруссии, Украины, общий павильон Закавказских республик, Татарии, Туркмении, Механизации, Главный павильон, павильон Свеклы, Овощей и др. Построить Выставку к сроку не удалось, был назначен новый срок — 1 августа 1938 года. Заодно решили увеличить срок службы павильонов до 5 лет. Тем временем был расстрелян нарком земледелия Михаил Чернов (процесс Бухарина, март 1938 года). Главный архитектор ВСХВ Вячеслав Олтаржевский тоже был арестован, на его место был назначен Сергей Чернышев, а позднее Анатолий Жуков. Наркомом земледелия и одновременно председателем Главвыставкома был назначен Роберт Эйхе, но в мае был арестован и он.
Временные деревянные павильоны, рассчитанные на 100 дней, переделывались так, чтобы они смогли простоять 5 лет (позднее этот срок будет увеличен до бесконечности). Одновременно устранялись следы модернизма. Вход на Выставку, построенный Олтаржевским в стиле «мягкого» модернизма, показался недостаточно монументальным и был снесен. На его месте Леонид Поляков построил трехпролетную триумфальную арку, украшенную скульптурными рельефами Георгия Мотовилова. Аналогичная судьба постигла павильон Механизации Олтаржевского. Он был снесен, но парадоксальным образом заменен на конструктивистский эллинг архитекторов А.Г. Таранова, В.С. Андреева и Н.А. Быковой, несмотря на то что конструктивизм к этому времени был официально отвергнут.
Открыть Выставку к 1 августа 1938 года тоже оказалось невозможным, и открытие было отсрочено еще на год. Генеральный план Выставки, созданный Олтаржевским, хотя и подвергался критике за отсутствие «яркости и праздничности», тем не менее практически остался неизменным. Павильоны Белоруссии, Поволжья, Арктики и Закавказских республик были снесены и построены заново. Перед главным павильоном было решено поставить скульптуры Ленина и Сталина, сверху, на башне Главного павильона, — скульптуру «Тракторист и колхозница», а перед новым павильоном Механизации — 25-метровую железобетонную статую Сталина.
За четыре месяца до окончательного срока открытия Выставки Н.С. Хрущев, которого только что сделали первым секретарем ЦК Украины, осмотрел украинский павильон и остался им недоволен. «Украина — житница Советского Союза, — сказал он, — а павильон хуже павильона Москвы». Стоит отметить, что до этого, в 1937 году, когда Хрущев был первым секретарем МК ВКП(б), он приказал сломать и построить заново павильон Москвы, потому что тот был, по его мнению, хуже остальных, в частности павильона Украины.
В июле 1939 года, менее чем за месяц до открытия Выставки, скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» была перевезена из Парижа, где она пользовалась большим успехом на «Экспо-37», и смонтирована на подъездной аллее к Главному входу ВСХВ. Из-за недостатка времени, к большому огорчению Мухиной, высота постамента для статуи составила всего десять метров (в отличие от 34 метров в Париже).
К 1 августа 1939 года в рекордно короткий срок (всего за 7 месяцев) было сделано вдвое больше работ по строительству, чем за 1936–1937 годы.
Героизм, проявленный строителями, архитекторами, художниками и скульпторами, которых вдохновлял неутомимый Николай Цицин, трудно переоценить. Очень показателен случай, связанный с судьбой скульптуры «Тракторист и колхозница», которая венчала 50-метровую башню Главного павильона. Мало кто знает, что на деревянную башню было просто невозможно поднять бетонную скульптуру весом в 70 тонн. Чтобы сделать невозможное возможным, строителям пришлось в срочном порядке усиливать башню металлическим каркасом, составленным из металлических ферм на железобетонном фундаменте. Сама скульптура состояла из отдельных элементов: ног, туловища, рук, голов и снопа. Поднимать массивную скульптуру начали за 10 дней до открытия выставки. Но и тут всех ждал неприятный сюрприз. Выяснилось, что кран, имеющий максимальную грузоподъемность 6 тонн, просто не в состоянии поднять сноп, который весил все 9. Надо было что-то срочно придумать. И тогда инженер Выставки С.А. Алексеев решил перепроектировать сноп, изготовив его из дерева фактически за два дня! А директор Выставки Николай Цицин под свою личную ответственность дал указание поднимать блоки скульптуры кранами меньшей грузоподъемности…
Риск директора был велик. Но он оправдался: 1 августа, в день открытия Выставки, символ ВСХВ «Тракторист и колхозница» уже сиял на солнце своим бронзовым благородным блеском...
Среди построенных к этому времени павильонов часть была реконструирована, усовершенствована, дополнена новыми архитектурными изысками. Выставочные павильоны стали отображать наиболее характерные черты национального стиля каждой из союзных республик. Забытый и неприметный пустырь северо-восточной границы Москвы превратился в уникальный выставочный город, где на 136 га были представлены 52 не похожих друг на друга павильона и еще 200 различных строений.
На одной территории здесь можно было увидеть лучшие достижения народного хозяйства, насладиться прогулкой по зеленым паркам, полюбоваться каскадом прудов.
1 августа 1939 года Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была, наконец, торжественно открыта. На церемонии присутствовало 10 тысяч человек, включая видных деятелей партии и правительства Советского Союза.
С большой и пламенной речью перед первыми гостями ВСХВ выступил глава советского правительства, председатель Совета народных комиссаров СССР Вячеслав Молотов.
В частности, он сказал: «Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки является всенародным торжеством… Она подводит итог десятилетию, за время которого крестьянские массы окончательно повернули от мелкого единоличного к крупному колхозному хозяйству… Выставка дает живые примеры роста колхозов и совхозов, их зажиточной и культурной жизни… Она показывает могучий расцвет всех республик, краев и областей нашей великой страны. Она освещает подъем всех отраслей нашего сельского хозяйства, различных видов животноводства, успехи машинно-тракторных станций, научных учреждений и отдельных выдающихся работников сельскохозяйственной науки, достижения передовиков и знатных людей нашей колхозной деревни…»
В первые 85 дней работы Выставки ее посетило свыше 3,5 млн человек!
Очень образно о ВСХВ высказался и известный датский писатель Андерсен-Нексё, тоже оказавшийся в числе ее первых гостей: «Перед нами Выставка, напоминающая своими 52 павильонами город из «Тысячи и одной ночи». Каждый народ СССР получил на Выставке свое определенное место. В результате получилась картина, которая, несмотря на то что охватывает только народы Советского Союза, дает более глубокое представление о человечестве, чем те всемирные выставки, которые я до сих пор видел!»
Несмотря на все сложности, Выставка стала привычным местом отдыха и развлечений москвичей и туристов. Хотя многие посетители никогда не заходили в павильоны и не читали пропагандистских текстов, задача Выставки была во многом решена — она создавала у посетителей общее позитивное отношение к идее социалистического сельского хозяйства.
Выставка продолжала функционировать практически без изменений вплоть до немецкого вторжения в СССР. Единственным павильоном, подвергшимся реконструкции, был павильон «Украина». После договора о ненападении с Германией (известного также как пакт Молотова — Риббентропа) и присоединения восточных областей Польши к СССР в экспозицию павильона были добавлены материалы, «иллюстрирующие волнующую эпопею освобождения Красной армией народов Западной Украины от панского гнета». Как сообщает путеводитель по Москве 1940 года, «в представленных здесь экспонатах отображено недавнее прошлое ныне освобожденного народа: беспросветное национальное угнетение, нищета и бесправие, на которое были обречены крестьяне Западной Украины, находившейся во власти панского произвола. Иная, радостная картина представляется взору посетителя, когда он переходит к витринам, рисующим сегодняшний день крестьянства Западной Украины».