120 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР, скрипача и дирижера Давида Семёновича Штильмана

05 ноября 2025

Сегодня, 05 ноября, исполняется 120 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР, скрипача и дирижера Давида Семёновича Штильмана (23 октября (05 ноября) 1905, Херсон — 06 августа 1995, Нью-Йорк). 

В качестве дирижёра Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР записывал музыку к документальным, игровым и мультипликационным фильмам.

Из воспоминаний сына Артура Давидовича следует, что Давид Семёнович Штильман родился в Херсоне в день большого погрома — 23 октября 1905 года. (Погромы в октябре 1905 года происходили практически на всей территории Российской империи, где постоянно проживало еврейское население).

В сентябре 1950 года, в период кампании по «борьбе с космополитизмом», Давид Семёнович Штильман уволен из штата Государственного симфонического оркестра Министерства кинематографии СССР, где работал с 1937 года. Также были отстранены от работы в оркестре дирижеры Давид Гамбург (1900 — 1967) и Арнольд Ройтман (1907 — 1971).

Из Докладной записки министра кинематографии СССР И. Г. Большакова начальнику отдела литературы и искусства ЦК ВКП(б) В. С. Кружкову о мотивах увольнениях дирижера Д. С. Штильмана

В связи с Вашим запросом сообщаю о причинах освобождения дирижера Штильмана Д. С. от работы в Государственном симфоническом оркестре Министерства кинематографии СССР.
Тов. Штильманом допускались серьезные идеологические ошибки, заключающиеся в систематическом в широком использовании низкопробной западно-европейской музыки для оформления советских хроникальных и научно-популярных фильмов, особенно при [озвучивании] киножурналов «Советский спорт». В подборе музыки т. Штильман исходил не из принципов идейно- художественного соответствия музыкальных произведений содержанию фильмов, а из возможности подгонки музыки лишь по другим часто формальным признакам.
Такой порочный метод в решении идейно-творческих задач, стоящих перед музыкой советских кинофильмов, приводил к искаженному отображению нашей действительности и снижал идейный и художественный уровень советской кинопериодики.
Примером порочного подхода к своему делу является использование т. Штильманом в журнале «Новости дня» на сюжете, посвященном юбилею А. Н. Туполева, полонеза современного немецкого композитора Блюммера, в также использование в спецвыпуске «День артиллерии» в сюжете «Прием у маршала Воронова» увертюры второстепенного итальянского композитора Бацини.
Решением открытого партийного собрания оркестра от 22 марта 1949 гoда партийному бюро предлагалось обсудить вопрос о дирижерах т.т. Штильмане, Гамбурге и Ройтмане, допустивших в своей практической работе грубые политические ошибки, и поставить, в связи с этим, перед Министерством кинематографии СССР вопрос о возможности дальнейшего их использования на работе...
Далее министр Большаков перешёл на личности, упомянув склоки в оркестре и т.д. Полностью текст Докладной записки опубликован на сайте "Музей ЦСДФ"

Из воспоминаний сына Артура Давидовича о работе Давида Семёновича Штильмана на Центральной студии кинохроники (ЦСДФ с мая 1944 г.) во время Великой Отечественной войны:

«... в памяти самый мрачный период нашей жизни в Москве — с 1950-го по 1953-й, когда моего отца уволили из оркестра Кинематографии в сентябре 1950-го года. Правда, он был единственным дирижёром, состоявшим в штате оркестра. Остальные работали вне штата — как приглашённые. Так повелось ещё со времён войны, когда отец вернулся из Фрунзе в марте 1942 года и сразу был зачислен в штат Студии документальных фильмов и оркестра Кинематографии.
В оркестре в ту пору работали многие оставшиеся в Москве музыканты из разных оркестров и театров, включая Большой театр.
Записи к фильмам начинались поздно, так как необходимое напряжение электросети могло обеспечить относительно качественную запись лишь начиная с 8-и или 9-и вечера, а иногда и после 10-и. То есть когда заводы делали ночной перерыв (не все, конечно). Таким образом проходила работа студии и оркестра. Фронтовые кинооператоры (они же были, как правило, и режиссёрами своих документальных фильмов или сюжетов для "Новостей дня" — киножурнала, доставлявшегося даже во фронтовые части Красной Армии, находившиеся тогда очень близко от Москвы) выезжали на съёмки на фронт. Приезжая обратно (часто не всем везло возвратиться...), привозили свой материал, он быстро проявлялся, монтировался и был готов к озвучиванию с диктором и сопровождающей музыкой. Диктором был, как правило, Леонид Хмара, работавший всю войну на этой студии в Лиховом переулке. Иногда бывало, что вмонтировали голос или "живого" Левитана, но это уже после 1943 года. Левитан был старым приятелем отца, ещё со времён его работы на московском Радио в начале 1930-х годов, дирижировавшего тогда передачами для детей, и некоторыми другими. Я помню, как мы обедали по "талонам", полагавшимся моему отцу и Левитану в ЦДРИ как раз в начале лета 1943 года...»
(Источник: журнал «СЕМЬ искусств» № 6 (63), июнь 2015 года)
После увольнения Давид Семёнович работал преподавателем в Институте военных дирижёров.
С мая 1953 — дирижёр Государственного симфонического оркестра кинематографии СССР.
В конце 1981 года уехал к сыну в США.
Давид Семёнович Штильман скончался 06 августа 1995 года в Нью-Йорке. Ему было 89 лет.