О советской кинохронике

Газета «Правда» № 315 (6201) от 16 ноября 1934 года.

Газета «Правда» № 315 (6201) от 16 ноября 1934 года; с. 3. Источник: ЭЛЕКТРОНЕКРАСОВКА.

Накануне своего отъезда из СССР тов. Анри Барбюс провел два вечера в просмотровом зале Московской фабрики кинохроники, где ему были показаны специально отобранные отрывки из киножурналов и хроникальные фильмы разных годов. Уезжая, Анри Барбюс прислал работникам Союзкинохроники следующее письмо:

“Часами и просматривал выбранные отрывки из советской кинохроники за многие годы. Это было как бы большим путешествием, которое и совершил. Я видел советский мир сжато, но, несмотря на это, во всех его подлинных размерах, с его широтой и глубиной, с его жизнью. Это было уплотнением, синтезом времени. Я обозрел целую эпоху в несколько мгновений.

Это были великие исторические съезды, их кипение, популярные фигуры вождей. Торжественные демонстрации, военные парады с их архитектурными формами, эскадрильи самолетов, которые мгновенно меняют цвет неба, парашютисты, которые, как, падают с облаков и вдруг замедляют свой лет, приземляясь. Я видел массы в праздники и скорби. Я видел жизнь машин и рост промышленности, и коллективный труд на полях.

Я просмотрел всю эпопею «Челюскина» — с начала до конца: отплытие, путешествие, работу, крушение, льдину, ледяной аэродром, исправляемый каждое утро потерпевшими крушение. Затем аэропланы, эпопею спасения и возвращение в Москву среди неописуемого энтузиазма. Героизм спасенных, героизм спасателей.
Я видел драму стратостата, который поднялся на 22.000 метров. На этот раз церемония возвращения была траурной; немногие из театральных драм равносильны ей по чувству.

Я видел также жизнь и смерть Клары Цеткин и Луначарского.
Все эти картины, живописные или патетические, складываются в удивительное целое, несколькими яркими лучами освещающее современную историю нового, советского мира.

Несомненно, киножурналисты, создатели этой хроники большого размаха, вырванной прямо из жизни, имели богатейший материал. Но это делало еще более трудной их работу как художников: сознательно выбирать большая задача художника. Вот почему я горячо приветствую руководителей, сотрудников, техников и работников Союзкинохроники, которые сумели таким образом, одновременно выполнять дело создателей, документаторов, драматургов и историков".