Из книги киноведов Гращенковой И. и Фомина В. «История российской кинематографии. Управление. Общественные организации. Репертуарная политика. Кинопроизводство. Кинофикация. Кинопрокат. Кинотехника. Зарубежные связи. Подготовка кадров. 1896‒1930 гг.» (Издательство : — М.: Канон +; — с. 767; — с. с.568-569)
Выводы комиссии по чистке производственного отдела «Союзкино»,
отвечавшего за работу по звуку
(4 мая 1931 г.)
«Подбор работников в производственном отделе происходил случайно, без учета политической установки и специальности. В отделе нет ни одного выдвиженца-киноспециалиста, ни одного более или менее крупного политического авторитета. В большинстве – сотрудники отдела не специалисты, и некоторые вообще не заинтересованы в развитии кинематографии. Рабочее выдвижение отсутствовало. Возмутительным фактом политической близорукости является приглашение чуждого элемента на руководящую работу зам. зав. производственного отдела по звуковому кино и техбазе, с установлением ему оклада в 800 руб., бывшего владельца кино “Русь” гр. Алейникова, в свое время одного из деятелей общества фабрикантов и заводчиков кино, громилы революционного движения вообще и, в частности, душителя “большевизма” на кинопредприятиях, снятого из “Межрабпом-фильма” за проведение идеологически вредной политики и производство фильм на мелкобуржуазию и капиталистов Запада. 1928 г. прошел более бесплодно для развития звуковой кинематографии. И только в начале 1929 г. на одном из совещаний “Совкино”, после приезда из-за границы председателя правления тов. Шведчикова, была организована так называемая “пятерка”, которой на определенный промежуток времени и должна была принадлежать организующая роль всех вопросов звукового кино и принятие конкретных решений практических мероприятий, могущих двинуть дело развития советской звуковой кинематографии.....Только август 1929 г., по признанию преемника Трайнина – Ардатова, можно было считать формальным началом работ по звуковому кино Совкино. Ардатов благодушествовал у руля руководства звуковой кинематографии, ни черта не делая и уверяя о благополучии советскую общественность. Только с лета 1930 г., в лихорадочной горячке и возмутительной бесплановости, при отсутствии какой бы то ни было системы организации, при отсутствии технически сведущих людей – началось в разных местах (Ленинград, Москва, Киев) строительство звуковых фабрик и ателье. Дальнейший ход практического осуществления в продвижении звукового кино находит свое отражение во вновь организованном фотокинообъединении Союзкино, которое на своем заседании от 13-го июня 1930 г. ставит доклад НТО, руководимого Ардатовым, о состоянии звукового кино в СССР, и в порядке директив дает целый ряд практических мероприятий и указания правления, в большей своей части до сих пор совершенно не выполненные. Мы в настоящее время, благодаря непри миримому правому оппортунизму Трайниных и явному вредительству Ардатовых и примиренчеству со стороны всего правления Совкино, а потом и Союзкино, мы за четыре года топтания на месте не только не имеем сегодня хотя бы зачатков производственной базы для звуковой советской кинематографии как промышленности, но не имеем даже и экспериментальной базы»
(Источник: РГАЛИ, ф. 2497, оп. 1, д. 43, л. 111–112.)