Выводы комиссии по чистке производственного отдела «Союзкино», отвечавшего за работу по звуку

04 мая 1931

Из книги киноведов Гращенковой И. и Фомина В. «История российской кинематографии. Управление. Общественные организации. Репертуарная политика. Кинопроизводство. Кинофикация. Кинопрокат. Кинотехника. Зарубежные связи. Подготовка кадров. 1896‒1930 гг.» (Издательство :  — М.: Канон +; — с. 767; — с. с.568-569)

Выводы комиссии по чистке производственного отдела «Союзкино»,
отвечавшего за работу по звуку
(4 мая 1931 г.)

«Подбор работников в производственном отделе происходил случайно, без учета политической установки и специальности. В отделе нет ни одного выдвиженца-киноспециалиста, ни одного более или менее крупного политического авторитета. В большинстве – сотрудники отдела не специалисты, и некоторые вообще не заинтересованы в развитии кинематографии. Рабочее выдвижение отсутствовало. Возмутительным фактом политической близорукости является приглашение чуждого элемента на руководящую работу зам. зав. производственного отдела по звуковому кино и техбазе, с установлением ему оклада в 800 руб., бывшего владельца кино “Русь” гр. Алейникова, в свое время одного из деятелей общества фабрикантов и заводчиков кино, громилы революционного движения вообще и, в частности, душителя “большевизма” на кинопредприятиях, снятого из “Межрабпом-фильма” за проведение идеологически вредной политики и производство фильм на мелкобуржуазию и капиталистов Запада. 1928 г. прошел более бесплодно для развития звуковой кинематографии. И только в начале 1929 г. на одном из совещаний “Совкино”, после приезда из-за границы председателя правления тов. Шведчикова, была организована так называемая “пятерка”, которой на определенный промежуток времени и должна была принадлежать организующая роль всех вопросов звукового кино и принятие конкретных решений практических мероприятий, могущих двинуть дело развития советской звуковой кинематографии.....Только август 1929 г., по признанию преемника ТрайнинаАрдатова, можно было считать формальным началом работ по звуковому кино Совкино. Ардатов благодушествовал у руля руководства звуковой кинематографии, ни черта не делая и уверяя о благополучии советскую общественность. Только с лета 1930 г., в лихорадочной горячке и возмутительной бесплановости, при отсутствии какой бы то ни было системы организации, при отсутствии технически сведущих людей – началось в разных местах (Ленинград, Москва, Киев) строительство звуковых фабрик и ателье. Дальнейший ход практического осуществления в продвижении звукового кино находит свое отражение во вновь организованном фотокинообъединении Союзкино, которое на своем заседании от 13-го июня 1930 г. ставит доклад НТО, руководимого Ардатовым, о состоянии звукового кино в СССР, и в порядке директив дает целый ряд практических мероприятий и указания правления, в большей своей части до сих пор совершенно не выполненные. Мы в настоящее время, благодаря непри миримому правому оппортунизму Трайниных и явному вредительству Ардатовых и примиренчеству со стороны всего правления Совкино, а потом и Союзкино, мы за четыре года топтания на месте не только не имеем сегодня хотя бы зачатков производственной базы для звуковой советской кинематографии как промышленности, но не имеем даже и экспериментальной базы»

(Источник:  РГАЛИ, ф. 2497, оп. 1, д. 43, л. 111–112.)