Марк Трояновский. Памяти товарища

Журнал «Искусство кино» № 12, 1967 год.

Марк Трояновский. Памяти товарища

Журнал «Искусство кино» № 12, 1967 год (стр.79).

Семью хроникёров постигла большая и тяжёлая утрата. В расцвете творческих сил скончался выдающийся мастер документального кино, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственных премий Марк Аронович Трояновский.

Он был одним из первых советских киножурналистов, воспевших величественную красоту северного безмолвия, запечатлевших суровые будни отважный советских полярников.

Моряки Севера и лётчики-полярники привыкли видеть Марка Трояновского рядом с собой. Вместе  с ними он испытал трагедию запертого во льдах «Челюскина». Был он и среди первых тринадцати советских людей, высадившихся на полюсе.

Полный ответственности за порученное задание, мужественный, скромный, Марк Трояновский снискал на Севере общую любовь.

Снятые им фильмы в многочисленных экспедициях по завоеванию Арктики — «Два океана» (о походе «Сибирякова»), «Челюскин, «Папанинцы», «На Северном полюсе» — составляют золотой фонд советского киноискусства, драгоценную кинолетопись освоения Крайнего Севера.

Творчество Марка Трояновского тесно связано с развитием советской кинохроники. Он был всегда в дороге, всегда в пути со своим неизменным спутником — киноаппаратом. Его репортажи со строек пятилеток были украшением периодических изданий кинохроники.

Марк Трояновский с первыми геологами обследует залежи руд Магнитной горы. Следит за строительством Магнитки, и когда через 276 дней домны-гиганты выдают первый чугун, Марк Трояновский заканчивает фильм об уральцах — «Слово большевика».

С начала Великой Отечественной войны Трояновский на фронте. Незабываемы его съёмки в осаждённой Одессе, где он оставался вместе с защитниками города-героя.

Летом 1942 года Марк на Кавказе. Фронтовые операторы ведут съёмки в горах, совершают тяжёлые переходы совместно с бойцами Советской армии. Он возглавляет киногруппу Закавказского,  Северо-Кавказского фронтов. Находясь на самых ответственных участках боевых действий, он своим личным примером мобилизует операторов на творческую активность и высокую дисциплину. Им был мастерски снят кинорепортаж о кровопролитных боях за Новороссийск.

Отважный киножурналист был свидетелем разгрома фашистских армий. Он участвовал в освобождении Советской Белоруссии. С передовыми частями Советской Армии ворвался в Восточную Пруссию и Померанию. Закончил войну на берегах Эльбы.

Марк Трояновский был одним из тех фронтовых операторов, кто на протяжении всех четырёх лет вёл кинолетопись войны, охранял для потомков примеры геройства советского воина.

Огромен вклад Марка Трояновского и в послевоенный кинематограф. Он беззаветно служил своему искусству, своему народу. Он был ещё полон мечтаний и творческих замыслов. Только состояние здоровья помешало ему осуществить свою мечту — создать увлекательный фильм об истории советской авиации. Болезнь пришла как-то незаметно. Никто из нас даже за день до печального конца не мог предположить, что завтра не будет с нами человека огромного  обаяния, друга и товарища, нашего красивого Марка, память о котором сохранится у нас навсегда.

Иосиф Посельский, кинорежиссер