Арестован режиссер «Украинфильма» Александр Осипович Гавронский

04 января 1934

Незаконно арестован режиссёр «Украинфильма» Александр Осипович Гавронский (1888 (в личном деле ЦА ФСБ 1890) — 1958).
После ареста последний фильм Гавронского «Любовь», находившийся в стадии монтажа, а также все связанные с ним материалы были уничтожены. Он был приговорен к тюремному заключению сроком на три года. В 1937 г., когда режиссер освободился и приехал в Москву, прямо на вокзале его снова незаконно арестовали и приговорили к пяти годам лагерей. 5.07.1941 снова арестован (?) по доносу провокаторши и 1.06.1942 приговорен дополнительно к десяти годам лагерей и пяти годам поражения в правах. На свободу вышел только в 1955 г. благодаря ходатайству актера Н.К. Черкасова. Реабилитирован в 1956 году.

Фришер X. В нашей жизни много раз — «так трудно еще не было» / Биографические сведения К. Теверовской // Доднесь тяготеет. Вып. 1: Записки вашей современницы / Сост. С. С. Виленский. М.: «Советский писатель», 1989, с. 362; Бернштейн, с. 92—93; Изъятое кино, с. 33—34; Петкевич Т. Жизнь — сапожок непарный. М.: «Вагриус», 2004; www.visz.nlr.ru.


Из книги Т.В. Петкевич «Жизнь — сапожок непарный»:

«…В жаркое июльское утро 1958 года в южном городе Кишиневе на киностудии «Молдовафильм» собралось большое количество народа. Было много музыки, мало речей. Александра Осиповича здесь знали как мужа Ольги Петровны, много лет отсидевшего в лагерях. Могила Александра Осиповича находится близ церкви на армянском кладбище города Кишинева. На сером гранитном памятнике Ольга Петровна (Улицкая) попросила выбить:

1888—1958 гг.

АЛЕКСАНДР ОСИПОВИЧ ГАВРОНСКИЙ

Ты любил людей,

Ты помогал им жить,

Ты всегда будешь с нами

Живой, неизменный, любимый.

Его имя стало широко известно в 2004 году — после выхода в свет книги Тамары Петкевич «Жизнь — сапожок непарный». Он был её и ещё многих Учителем. «Крестный путь без юбилеев» — художественно-просветительская программа Ольги Тиховской, посвященная памяти А. Гавронского. 21 июня 2013 года в Интерьерном театре Санкт-Петербурга под руководством Николая Беляка (Невский пр., 104) отметили 125-летие со дня рождения режиссёра и философа Александра Осиповича Гавронского.
В качестве пролога к этой юбилейной встрече было зачитано письмо коллективу театра от Тамары Владиславовны Петкевич, единственной сегодня из поколения учеников А. О. Гавронского.

О программе «Крестный путь без юбилеев» рассказывает автор Ольга Тиховская:

«…«Крестный путь» — это попытка восстановить по документальным свидетельствам жизнь и творчество А.О. Гавронского, который был репрессирован в 1934 году по ложному доносу. Затем были восемнадцать лет в ссылках, тюрьмах, лагерях за несовершённые преступления и пять лет поражения в правах. И была жизнь духовного подвижника. Жизнь, свидетельствующая, что в системе, где человека превращали или в раба или в зверя, был ещё третий путь — остаться человеком.

Впервые юбилей А.О. Гавронского отмечается как публичное мероприятие. Это не парадокс. Минуют десятилетия, но приходит срок, и для подвижника, человека негромкой судьбы наступает свой черёд. Новому поколению — именно в сегодняшней смуте — уже необходимо вглядеться пристальнее в это лицо. В России и в культурном пространстве бывшего Советского Союза власти вновь навязывают обществу историческую амнезию. Историю не просто перекраивают — выкраивают, ампутируют! И скромное памятование А.О. Гавронского мне видится как свидетельство насущности, надобы нашей осмыслить гуманистические традиции русского Учительства. Юбилей мученика ГУЛАГа заставляет и сегодня задуматься о личной ответственности за сохранение культурной, духовной преемственности в проблемном пространстве, подконтрольном тоталитарном государству.

Общение с А.О. Гавронским было человечески значимым для большого сообщества театральных актёров, режиссёров, художников, деятелей кино, литераторов. Среди них — актриса и писатель Т.В. Петкевич, актриса и режиссёр Т.Г. Цулукидзе, актриса и режиссёр Е. И. Клавсуть, театральный художник Н.М. Набокова (Наталья Михайловна Набокова-Патрикеева (1909—1993), мать актрисы, Народной артистки РСФСР Елене Королёвой); — прим. ред. #МузейЦСДФ), режиссёр Л. Курбас, актёр и режиссёр К.Г. Сварожич, художник Б.А. Маевский, кинорежиссёр О.П. Улицкая, актриса Р.Д. Есипова, литератор Л.Я. Штейн, киноактриса Н.М. Алифанова (мать режиссера, лауреата Ленинской премии (1980), Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (1996) Игоря Гелейна) — прим. ред. #МузейЦСДФ), кинооператор И.И. Шеккер, актриса Е.К. Мельникова, актёр П. Серёгин, кинорежиссёр Е.Л. Дзиган, драматург Н.В. Гернет, поэт и переводчик Е.А. Благинина, поэт Г.Н. Оболдуев, художник и писатель Х. Г. Фришер, художник и переводчик А.С. Эфрон, литератор И.Г. Винокуров, театральный режиссёр Б. Семячков, композитор В.А. Дасманов, кинорежиссёры А.П. Довженко, Г.Л. Рошаль, В. Строева».


Александр Осипович Гавронский (23 июня 1888, Москва — 17 августа 1958, Кишинёв) — режиссёр театра и кино.

Внук чаеторговца, купца первой гильдии Вульфа Янкелевича Высоцкого. Отец владел одной из крупнейших в Российской империи библиотек еврейской литературы.

За революционную деятельность был приговорен царским судом к смертной казни, бежал за границу. Учился на философском факультете Марбургского университета и филологическом факультете Женевского университета и Института Руссо. Автор работ «Логика чисел» и «Методологические принципы естествознания». Кроме занятий философией, изучал литературу и театральное ремесло в Марбурге, Цюрихе, Женеве. В 1916 — 1917 —  режиссёр Цюрихского городского театра, главный режиссёр Женевского драматического театра (постановки — «Двенадцатая ночь», «Ревизор», «Братья Карамазовы», «Балаганчик», «Столпы общества», «Смерть Дантона»). Вернувшись перед революцией в Россию, начинает работать режиссером Незлобинского театра в Москве (постановки — «Мария Тюдор», 1919; «Коварство и любовь», 1920; «Всех скорбящих», 1920). В 1919—1921 годах — заведующий художественным отделом МОНО (Мо­сковский отдел народного образования). В 1923 году — заведующий отделом зрелищ Всероссийской выставки. В 1924 — директор Шаляпинской драматической студии. В 1925 — 1928 — преподаватель в школе эстетического воспитания, созданной Натальей Сац, и в киношколе Бориса Чайковского.
В 1927 — 1933 — кинорежиссёр, снимает художественные фильмы «Круг» («Госвоенкино», 1927), «Мост через Выпь» («Госвоенкино», 1928), «Кривой рог» («Госвоенкино», 1928). «Тёмное царство» (ВУФКУ, Одесса, 1929), «Настоящая жизнь» («Белгоскино», 1930), «Любовь» («Украинфильм», 1933). Несколько картин поставил совместно с женой — кинорежиссёром Ольгой Петровной Улицкой, впоследствии первым режиссёром киностудии Молдова-фильмДалее, почти два десятилетия ссылок и лагерей. В лагере Гавронского арестовали, по доносу, повторно. Судил трибунал и приговорил его к смертной казни, которую заменили на 10 лет.
Снятый им в 1933 году первый звуковой фильм Киевской киностудии «Любовь» уничтожен после ареста режиссёра вместе с лентой «Тёмное царство».
С 1955 года и до своей смерти в 1958 году работал режиссером Кишиневского театра.

Использована информация из открытых интернет-источников, а также сайта: www.cogita.ru