Г. М. БОЛТЯНСКИЙ. ДЕСЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ ПО КИНО-ХРОНИКЕ

Журнал «Советское Кино» № 3 за январь 1927 года.

Журнал «Советское Кино» № 3 за январь 1927 года (с. 25). Источник: ЭЛЕКТРОНЕКРАСОВКА.

В марте месяце этого года исполнилось 10 лет работы по кинохронике Григория Моисеевича Болтянского.

Редакция журнала  «Советское Кино» приветствует т. Г. БОЛТЯНСКОГО в связи с десятилетней работой на фронтах революционной кинематорафии.

10 лет — срок небольшой, срок, как будто, и не юбилейный. Однако, в данном случае он заслу
живает быть отмеченным по многим причинам. Прежде всего, сама кинематография существует всего 30 лет, — и люди, и сроки событий здесь молодые. Затем, — т. Болтянский не только кино-спец, но и общественник, человек, сумевший сочетать работу в кинематографии с большой и полезной общественной работой. Явление это, пока еще довольно редкое в среде кино-работников, заслуживает внимания со стороны советской общественности. И наконец, — все эти 10 лет т. Болтянский работал исключительно в области кинохроники, т. -е. на том участке кино-работы, где еще меньше всего мы имеем опыта и людей. Здесь 10 лет — большой стаж, такой стаж которого нет ни у одного работника советской хроники.

Родился т. Болтянский в 1885 г. Двадцатилетним юношей, в начале 1905 года, вступил в РСДРП, где примыкал к меньшевикам. Работал секретарем Павлоградской организации, принимал активное участие в организации забастовок. В конце года — обыск, арест, тюрьма. Отсидев несколько месяцев,

т. Болтянский снова работает в партии. В июле 1906 г. в результате доноса провокатора Деркачева (ныне находящегося под судом) новый арест и высылка из пределов Екатеринославской губернии.

Через шесть лет скитаний, обысков и арестов ему удается поступить (в 1912 г. ) в Петербугский Психо-Неврологический Институт.

Здесь т. Болтянский принимает участие в подпольном студенческом съезде. Во время войны т. Болтянский примыкает к интернационалистам. После Февральской революции из
бирается членом Исполкома Петроградского Совета.

В кино т. Болтянский начал работать еще с 1913 года. — Писал сценарии, статьи в рабочей печати, работал в земском просветительном кинематографе. Но только с 1917 г. кино-работа становится его основной профессией. В первые же дни после революции т. Болтянский входит в Скобелевский Комитет, где организует рабочий отдел и отдел революционной кино-хроники.

По его инициативе и под его руководством идет съемка событий 1917 года (подробнее об этой ценнейшей исторической съемке т. Болтянский рассказывает в статье „Февраль“ напечатанной в № 2 нашего журнала).

После Октябрьской революции работает в Кино-комитете, где организует отдел научной съемки, кино-школу, кино-фабрику и руководит съемкой хроники гражданской войны. С 1920 года заведует кино-хроникой в ВФКО.

В 1923 г. т. Болтянский получает звание заслуженного артиста советского кино.

За последние годы т. Болтянский вел научную работу в кинокабинете Гос. Акад. Худож. Наук, общественную — в АРК и ОДСК (председателем кино-любительской секции Центр. Совета ОДСК). За эти годы он выпустил несколько книг („Ленин и кино“, „Кинохроника“, „Культура-оператора“), редактировал кино-справочник и написал ряд статей, печатавшихся в „Правде“, „Бедноте“, „Советском кино“, „Кино-фронте“, и других журналах. В настоящее время ведет работу по организации первого у нас кино-музея.

Работа т. Болтянского — и как кино-спеца и как общественника, принесла огромную пользу советской кинематографии. В особую заслугу ему нужно поставить то, что благодаря его инициативе и энергии засняты крупнейшие события первой пролетарской революции.