Источник: «Электронекрасовка»
Не первая работа выпускается тов. Вертовым и его группой. Их кинематографический вес известен, но впервые киноки выступают с картиной, такой значительной по своему материалу и охвату темы. «Шестая часть мира» — это сообщение о строительстве социализма, — так, как оно происходит сейчас на деле.
Можно быть сознательным энтузиастом и активным участником этого строительства, можно быть сознательным и активным противником этого строительства, можно быть просто так, жить обывательски — моя хата с краю, но нельзя закрыть глаза только потому, что им будет показан какой-то огромный арсенал усилий, самых разновеликих по масштабам, по качеству. А этот арсенал налицо в кадрах «Шестой части».
Киноки не раз заявляли, что никакой изобретательный автор не может заменить своей выдумкой неожиданность и бурную стремительность жизни, и считали, что быстрый и точный киноаппарат сумеет выполнить лучше всех обязанность осведомителя о новом и неизвестном. Здесь не место решать вопрос о формах искусства, вообще, и киноискусства, в частности, но на основании «Шестой части мира» можно в гораздо большей степени уверенно сказать, что композиция действительно заснятого факто-материала наиболее обещающая форма воздействия и связи в человеческом общежитии.
Это не важно, что работа, проделанная для такой кинокартины, как «Шестая часть мира», поднимает какие-то узкие, якобы, эстетические, споры о предпочтении того или иного формального приема, что самая «Шестая...» кем-либо называется не классическим, а футуристическим (!) произведением, что киноки-де сотрясают «храмы искусства» и не то поедают, не то заново создают художественность в кино.
Важно то, что прием осуществлен с яркостью, с убедительностью; пусть не с той ритористической чистотой, какая требуется правилами школы, направления или канона, но тот, кто видел «Шестую часть мира», не будет отрицать, что показанные в ней люди (от Полярного круга до Туркестана), животные от беломорских гагар до панических крымских овец, продукты, вещи, море, тундры не связаны в замыкающуюся цепь движений одного живого организма.
Кое-кто все еще будет прищуриваться от этого блеска фактов, предпочитая шаманить над всякого рода категориями так называемого творчества, но нельзя заниматься этим, когда под носом, там, у капиталистов, гораздо смелее и решительнее начинают поворачивать внимательное око погонщиков к новой силе — документальной или, как там еще можно ее назвать, фильме.
Пока мы будем спекулировать на темы о формальной безупречности и незапятнанности, наши классовые враги сумеют и этот участок быстрого и точного узнавания и связи взять в свою обработку.
Нельзя не упомянуть, что по совершенно киноческому методу начинают делаться целые картины в Германии (Вальтер Рутман, Берлин «Симфония большого города»). Этот работник, —там, где живучи всякие эстетические традиции, получает легальное признание своего метода. Ему даются средства, его вводят в лоно больших, коммерческих фильмо-производителей, а здесь, после огромного фактического доказательства жизненности рабочего приема киноков, после исполнения такой темы, как «Шестая часть мира», все еще может создаваться положение нерешительности в оценке и высокомерной снисходительности.
Киноаппараты, радио, конечно, еще долгое время будут слу. жить для передачи драм, драмочек и чувствительных арий, но в Союзе Социалистических Республик на экране нужно решительно очистить место для показа живых действий миллионов.
Пусть еще не во всем тверда рука у автора «Шестой части», но то, что в ней показано, неоспоримо важно и ценно. Нужно вывести их работу на широкий путь, так как он обеспечен выполнением поставленных задач.
К. ШУТКО.