Источник: Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг.: Док. и свидетельства. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. (с. 301-302).
Задание киногруппе Волховского фронта по съемке для фильма «Народные мстители»
7 мая 1943 г.
Волховский фронт
т. Тимофееву
В настоящее время Центральной студией кинохроники создается большой документальный
фильм о партизанском движении, о героической борьбе советских людей в тылу врага.
Вполне понятно, что эта большая и ответственная задача не может быть выполнена силами одной группы по фильму и является делом чести всего коллектива хроникеров, помочь которому имеет возможность каждая фронтовая группа.
К сожалению, некоторые товарищи, очевидно, не поняли значения порученной им работы и при явном попустительстве начальников фронтовых групп не выполнили указаний руководства, подменив живое дело интересами местничества, заводя бесконечную переписку «по поводу», а подчас даже утверждая, что на их участке фронта партизанское движение заснять нельзя (Карельский, Волховский, Северо-Западный и Брянский фронты).
Несмотря на то, что ряд заданий, построенных на зимней натуре, фактически сорван, мы все же уверены, что фильм будет выпущен к намеченному сроку при помощи всего коллектива фронтовых киногрупп.
Что нужно снимать для фильма?
Там, где нет возможности для переброски операторов в действующие отряды, все съемки могут быть подразделены следующим образом:
1. Кадры, которые идут в экспозицию фильма, рисующие всю глубину несчастия, постигшего нашу Родину, в результате вражеского нашествия:
а) характерный пейзаж края, республики, изуродованных дыханием войны;
б) пожары городов и сел;
в) бездомное население, беженцы (возвращение беженцев);
г) следы фашистских зверств в натуре и на трофейных фото.
Эпический характер начала фильма определяет и изобразительную трактовку этих кадров. Все они должны быть хорошо скомпонованы в широких спокойных планах без острых панорам.
Мы видели съемки сотни пожаров без переднего плана и сотни трупов и вереницы беженцев без заднего фона. В данном случае этого надо избегать и чем-либо уравновешивать кадр, подражая в этих случаях образцам русской классической живописи.
Атмосферу настроения этих кадров Вы найдете в литературных памятниках русского народа «Слово о полку Игореве», «Война и мир».
Натура имеется на каждом участке фронта.
2. Эпизоды событийного плана:
а) взаимодействие частей Красной Армии с партизанскими отрядами;
б) партизаны - проводники частей Красной Армии (малолетние партизаны);
в) встреча партизан с частями Красной Армии;
г) возвращение партизан в родной город, село;
д) партизаны ведут пленных (женщины-партизанки конвоируют пленных);
е) только что вернувшиеся партизаны обрабатывают землю, используя для этого трофейную тягловую силу (тягачи, танкетки, танки), переключаются на работу по восстановлению органов Советской власти, разрушенного хозяйства.
3. Кадры, показывающие людей партизанских отрядов.
Материалы следует посылать с указанием «Для фильма “Мстители”».
Операторы, работающие в тылу врага, имеют специальное задание.
Желаю успеха в Вашей работе.
Режиссер В. Беляев
ГЦМК. Ф. 56. Подлинник. Машинопись.