Старт Всесоюзного аэросанного пробега (3625 км) 1929 года

Старт Всесоюзного аэросанного пробега (3625 км) 1929 года


1929, Всесоюзный аэросанный пробег по маршруту Москва - Ярославль - Кострома - Кинешма - Юрьевец - Макарьев - Мантурово - Котельнич - Вятка - Глазов - Пермь - Воткинск - Ижевск - Казань - Чебоксары – Нижний Новгород - Владимир – Москва (3625 км, 4 аэросан

Источник: Всесоюзный аэросанный пробег 1929 года

В этом пробеге принимали участие четверо аэросаней, сконструированных и построенных научно-опытными институтами ЦАГИ и НАМИ. Среди участников – конструктора аэросаней (пионеры отечественного самолётостроения) и журналисты.

Цели аэросанного пробега были многоплановы. Кроме пропаганды нового вида транспорта обращалось внимание властей на скорейшую организацию массового производства аэросаней. Наряду с испытанием самих саней, проверялись некоторые конструктивные решения, связанные с авиацией. Другой важной целью пробега было разъяснение и пропаганда на местах наиболее злободневных вопросов политики государства. Только за первую треть пути участниками пробега проведено свыше 40 митингов и прочтено около 30 докладов.

Старт был дан 17 февраля 1929 года с Красной площади. На площади, несмотря на мороз, присутствовало более 5 тысяч человек. По Москве участников пробега сопровождала колонна мотоциклистов, а до Сергиева Посада ещё шесть аэросаней. По пути следования в городе стояли «сплошные шпалеры москвичей, которые приветствовали отъезжающих».
18 февраля в 17 часов вечера аэросани прибыли в Ярославль. «Пешая и конная милиция, войска не в состоянии сдержать толпу. Она окружает прибывшие аэросани. Всё движение в этой части города остановилось. Трамваи оказались затёртыми в железных тисках толпы так же, как и сами аэросани».
Из Ярославля аэросани 20 февраля вышли по волжскому льду в Кострому, а оттуда -  на Кинешму.

Борис Громов: «Пробег ещё только начался. Впереди - труднейший путь, тяжёлая дорога по дремучим, не тронутым рукою дровосека лесам, необъятным снежным просторам и змеинным кольцам речных систем. На Волге попадаем в торосы, - небольшие, чуть занесённые снегом, прозрачные глыбы льда, смутно напоминающие гиганты-торосы нашего советского Севера.Водителям приходится лавировать. Машина проделывает резкие повороты, скачки, в поисках приличного пути носится от берега к берегу, взлетает  на ухабах и резко затормаживает перед неожиданно появившимися препятствиями... Из-за поворота реки, прыгая между редкими вышками гигантских строевых сосен, показались огни Кинешмы.Идём в молоке тумана, пронизываемого огненными щупальцами зажжёных фар и бледным серебрянным светом луны. Нас встречают... Впереди автобус с грузом местного автодоровского актива.Мы коротко даём понять, что замёрзли и что нужно быстро добраться до города. Предводительствуемые автобусом, трогаемся в путь. Неожиданный треск, совсем не похожий на обычный треск мотора, заставляет всех насторожиться. И в следующий момент командорская машина ЦАГИ с водителем Кузнецовым, взяв резкий крен вправо, валится на бок и начинает уходить под медленно оседающий лёд в студёные волжские воды.

СПРАВКА

Борис Громов –  спецкор газеты «Известия». После аэросанного пробега он принял участие в ряде арктических экспедиций под руководством О.Ю. Шмидта, в том числе, в драматическом плавании на пароходе «Челюскин». Громов после аэросанного пробега выпустил книгу «Полным скользом. Очерки участников...» (1930).

Другой журналист, чуть не утонувший в кинешемской Иордани корреспондент «Комсомолки» – личность не менее знаменательная. Михаил Константинович Розенфельд (1906-1942) работал в «Комсомольской правде» с самого первого номера и снискал славу «короля репортажа». Его голос слышала вся страна, когда он вел радиопередачи с Красной площади в дни празднеств. Он побывал во многих экспедициях, летал на аэростатах, участвовал в в спасении челюскинцев. В качестве военного кореспондента был в Манчьжурии, на Халхин-Голе, в Испании, Финляндии, на фронтах Великой Отечественной войны. Погиб в боях под Харьковом. Розенфельд известен также как писатель-фантаст, сценарист, автор книг о путешествиях.

«Смена» за 1934 год, посвящённой путешествиям Михаила Розенфельда: «... Ослепительно сверкала оледеневшая Волга. Отряд аэросаней быстро летел по гладкому льду. Сани командора шли впереди. Михаил ехал во вторых. Он услышал зловещий треск, посмотрел вперед и увидел, как провалились под лед сани командора. Все бросились к нему на помощь. Но командор выбрался сам и, отдуваясь, стоял мокрый, обледенелый. Михаил сел рядом с командором, а водитель Кароль нажал на скорость. Надо было отогревать человека, и Михаил держал его под руки. Сани неслись вперёд, к огням города. Через несколько минут провалились вторые сани, и Розенфельд упал в пробоину во льду. Голова его очутилась под льдиной, от жуткого холода сердце почти остановилось. Горло сдавило удушье. Но в эту минуту сильная рука Кароля схватила его за воротник. - Ну, ну, - сказал Кароль как ни в чём не бывало. – Тут тебе не пляж, купаться нельзя... Михаил продолжал путь, но купанье не прошло для него бесследно: он заболел острым воспалением лёгких и вынужден был остаться для лечения в Юрьевце. Это было 21 февраля 1929 г., а 21 марта, ровно через месяц после ледяного крещения, он уже выехал с академиком Ферсманом в пустыню Кара – Кумы, в мёртвые и знойные пески, в неисследованные безводные пространства.»

Дважды попадал в воду командор пробега Андрей Митрофанович Розанов. О нём известно мало. В 1930-е он возглавлял Общество друзей Воздушного Флота и активно содействовал развитию в стране авиамоделизма и планеризма среди молодёжи, был наставником Сергея Королёва. Является одним из авторов популярного в те годы учебника «Техника и практика планеризма». С 1937 г. – начальник Высшей лётно-планерной школы.

Авиаконструкторов, которые участвовали в пробеге:

Вице-командором пробега был Николай Александрович Соколов-Соколёнок (1900-1977), в будущем генерал-лейтенант авиации, начальник Военно-Воздушной академии им. Жуковского, заместитель командующего и начальник тыла ВВС в начале Великой Отечественной войны.

24 февраля 1929 года аэросани продолжили пробег...

В 5 часов вечера 29 марта 1929 года на шоссе Энтузиастов состоялся финиш Всесоюзного аэропробега, который привлёк множество народа и превратился в широкое чествование отважных участников пробега и конструкторов аэросаней, блестяще выдержавших на этот раз самое трудное из испытаний. На устроенном митинге командор пробега Розанов отдал рапорт председателю комитета пробега.

Как писал в апрельском номере журнал «За рулём»: «Аэросани показали из ряда вон выходящую прочность. Даже провал под лёд у Кинешмы не помешал им пройти громадное расстояние и прийти к финишу – в Москву».

 Всесоюзный аэросанный пробег освещали кинохроникёры. Вышли сюжеты в киножурналах: