Источник: www.trud.ru.
Вчера в киноцентре Госфильмофонда России открылся фестиваль архивного кино «Белые столбы». По традиции здесь показывают старые ленты — в основном не известные широкой публике. И в этом — особая притягательность фестиваля, который собирает критиков, историков кино, заинтересованных актеров и режиссеров.
— Мне приходится иногда слышать, — говорит президент фестиваля «Белые Столбы» Владимир Малышев, — зачем, мол, показывать старое кино, какой в нем прок? В прошлом году, например, мы показали ряд лент, посвященных терроризму, а потом провели "круглый стол" на эту тему. Некоторые посчитали тогда состоявшийся разговор надуманным, оторванным от реальности. Но вот пришло 11 сентября, в Америке рвануло, и всем стало ясно, что старое кино, как и старая литература, способно не только объяснить прошлое, но и предостеречь от многих бед в будущем.
В программе фестиваля немало актуально звучащих фильмов, созданных, как это ни парадоксально, 30-40-50 лет назад. Так, наметившемуся сегодня сближению России и Запада посвящен небольшой, но очень интересный цикл «Мы их глазами». В частности, будут показаны американский фильм «Миссия в Москву» и британский «Полурай». В цикле «Конфронтация» пройдет показ лент, в которых с диаметрально разных позиций будут рассмотрены расовые, сексуальные и некоторые иные проблемы. Рубрика «Конъюнктура» посвящена теме Афганистана. Столетние юбилеи Любови Орловой, Эраста Гарина будут отмечены малоизвестными фильмами «Одна семья» и «Синегория». Наконец, доктор философских наук Валерий Фомин проведет интересную дискуссию под названием "Снимать по-русски". Для того чтобы поднять эту тему, есть немало причин. В частности, такая...
— В Госфильмофонде хранится около 60 тысяч наименований старых и сравнительно новых фильмов, — говорит художественный руководитель фестиваля, известный историк и теоретик кино Владимир Дмитриев. — Еще каких-нибудь 15-20 лет назад от желающих посмотреть киноклассику отбоя не было. Наши нынешние режиссеры, увы, ленивы и нелюбопытны: они не бывают в Госфильмофонде, не смотрят старые фильмы. А между тем все главные мировые кинотечения, если внимательно к ним присмотреться, опирались на поиски и достижения предшественников. "Новая волна", итальянский неореализм, нынешняя датская «Догма» выросли из хорошо усвоенных, творчески переосмысленных уроков старого кино. Мне кажется, затянувшийся кризис российского кинематографа связан еще и с тем, что в него пришло малообразованное, "ненасмотренное" поколение, которое, кроме Тарантино, ничего больше не видело. Скоро в Берлине состоится крупнейший международный кинофестиваль. На нем в основной программе опять не будет представлен российский фильм. И не потому, что к нам предвзято относятся, а потому, что так безграмотно снимать, как снимаем мы, сегодня уже нельзя. Надеюсь, что фестиваль «Белые Столбы», проходящий в шестой раз, поможет всем желающим получить некоторое представление о тех киносокровищах, которые хранятся в нашей фильмотеке. И они проторят дорогу в Госфильмофонд, найдут здесь импульс для творческого поиска.
Леонид Павлючик