О фильме

 
29 ноября 2021 года — 115 лет со дня рождения классика отечественной документалистики Романа Лазаревича КАРМЕНА
Атлантический океан! Здесь! У этих скал! Находится мыс Финистере, что значит Край земли. Здесь – Край Европы!..
Галисия, Северо-Запад Испании. Край, устремленный к Атлантическому океану, и к Бискайскому заливу. Да, крестьянин всё так же пашет скудную землю деревянной сохой, но сегодня он работает НА СЕБЯ, а не на помещика...
Цитируется с экрана
 Роман Кармен, Эрнест Хэмингуэй и Йорис Ивенс на командном пункте 12-й интербригады во время боев на Хараме. 1937 год.
В фильм вошли кадры:
      
  • Самолёты сбрасывают бомбы на город Мадрид (июль 1936 г. ). Строительство баррикад на улицах Мадрида. Бойцы-республиканцы ведут бои с военными частями мятежников и марокканских наемников.
  •   Запись добровольцев в Республиканскую армию и обучение новобранцев владению оружием. Бойцы интернациональных бригад отправляются на фронт. Массированная бомбардировка Мадрида фашистской авиацией; люди бегут по улицам в укрытия, сидят в метро, скрываясь от бомбежки. Пожары в Мадриде, разрушения; раненые, убитые; оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Население роет окопы вокруг города Мадрида; среди работающих члены компартии Испании Хозе Диас, Д. Ибаррури. Эвакуация детей из Мадрида. Родные прощаются с детьми, отплывающими на корабле в СССР. Бойцы Республиканской армии, бойцы-интернационалисты, бойцы 11-ой дивизии под командованием Листера ведут бои в районе города Гвадалахары, на Хараме и других фронтах. Танковый бой; воздушный бой самолетов Республиканской армии с фашистскими самолётами. Проводы крестьян-добровольцев, уходящих на фронт. Продовольствие, выделяемое крестьянами для республиканской армии. Сбор посылок для бойцов армии.
  • Август 1937 года; наступление частей Республиканской армии в районе реки Эбро. Д. Ибаррури выступает перед бойцами на митинге в занятом городе.
  • Фашистские военные корабли, блокирующие Испанию с моря. Город Барселона. Проводы бойцов интернациональных бригад, уезжающих из Испании (1936 год). Испанские беженцы из Каталонии на французской границе. Пограничники осматривают вещи беженцев.

Производство: Московская ордена Ленина кино-студия "Мосфильм"

Над фильмом работали:

Сценарий
: Всеволод Вишневский
Режиссер: Эсфирь Шуб
Операторы: Роман Кармен, Борис Макасеев, испанские операторы
Музыка: Г. Попов
Звук: В. Лещев

Цитаты

Заметное место в политической экранной публицистике, ее развитии и становлении в международных масштабах занимают репортажи Романа Кармена и Бориса Макасеева с фронтов гражданской войны в Испании. Документалисты запечатлели образы бойцов — защитников республики. […]

ДРОБАШЕНКО С. Роман Кармен: путь в искусстве // Роман Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983., Источник

[…]Несколько строк из моей корреспонденции в «Известия», отправленной в дни, когда фашистские войска предприняли большое наступление на берегах реки Харамы, имевшее целью отрезать Мадрид от Валенсии: «В эти дни на передовых линиях борьбы за Валенсийскую дорогу я несколько раз встречал человека, неуклюже шагавшего по окопам. Он пробирался на самый передний край, присаживался к бойцам интербригады, беседовал с ними. Это — известный американский писатель Эрнест Хемингуэй, он вместе с голландским кинооператором Йорисом Ивенсом снимает фильм о борьбе испанского народа...».[…]Был тяжелый день. Бои шли в районе Марата де Тахунья, где фашисты наступали большими силами, гоня в атаки массы марокканцев. На самом трудном участке оборону держала 12-я интернациональная бригада. В бой были введены советские танки.[…]
Мы встретились пополудни около НП 12-й интербригады. Утомленные многочасовой ходьбой по окопам, лазаньем по каменистым склонам холмов, присели, отдышались. Было ясно — трудовой день окончен, бой стихал. Штаб 12-й даже в боевой обстановке был гостеприимным домом. Матэ Залка, высунувшись из блиндажа, взглянул в нашу сторону и сказал:
— Потерпите немного, по договоренности с фашистами наступает обеденный перерыв, скоро нам принесут чего-нибудь поесть.
Хемингуэй, вздохнув, полез в задний карман своих широченных штанов, извлек объемистую флягу.[…]
Хемингуэй был одет в легкий светлый плащ, вымазанный в окопной глине. Под плащом — свитер и мешковатый пиджак. Грубые, на толстой подошве башмаки. На голове черный баскский берет. Под густыми дугами бровей — очки в круглой железной оправе. Черные, большие, чуть свисающие к углам рта, усы.
Пробежавшему мимо адъютанту Лукача Леше Эйснеру я сунул в руки «лейку»,
он щелкнул нас — Ивенса, Хемингуэя и меня, сидящих на земле. На снимке Хемингуэй смотрит в аппарат с внимательным прищуром едва заметной улыбки. Снимок сохранился, он очень мне дорог.[…]

Кармен Р. Л. Но пасаран! — М.: «Сов. Россия», 1972. — 384 с. с илл. на вкл. («Годы и люди»). Тираж 100 000 экз., Источник

[...]До эвакуации, до самых тяжелых дней осады Мадрида Кармен и Макасеев часто встречали американских и французских кинооператоров, которые работали изолированно друг от друга, не скрывая того, что являются конкурентами. После киносъемок они непременно отправлялись обедать в престижный ресторан, и трагические события в Испании, по-видимому, не казались им поводом для того, чтобы менять свои привычки. Когда фашисты стояли на подступах к Мадриду, американские хроникеры эвакуировались из города чуть ли не с первым эшелоном женщин и детей. Некоторые иностранные кинооператоры переметнулись на другую сторону фронта, чтобы при удобном случае снять триумфальное вступление Франко в столицу. Но были и те, кто не скрывал своих симпатий к республиканской Испании и ее защитникам. Среди них режиссер-документалист Йорис Ивенс и писатель Эрнест Хемингуэй, которые приехали в Мадрид, чтобы создать правдивый фильм об испанских событиях. Именно тогда начнется дружба Романа Кармена и Эрнеста Хемингуэя, которая продлится до самой смерти писателя в 1961 году.[...]

Алексей Голубев, Источник