Великое Перуанское Землетрясение произошло 31 мая в 1970 году. Эпицентр находился в Тихом океане, примерно в 25 милях от берега города Чимботе, которому и досталось больше всех.
Огромных размеров селевый поток, который набирал размеры и скорость с близлежащих гор, нанёс самые большие разрушения. На подходе к городу его скорость составляла 300 километров в час, он за считанные секунды смыл весь город в океан.
Точное количество жертв до сих пор не подсчитано, но по официальным данным погибло 70 000 человек и 800 000 остались без крова над головой. В эпицентре катастрофы сила толчков достигла отметки в 7.9 балла.
В СССР было принято решение об оказании помощи Перу. Поначалу планировалось перебросить госпиталь и молодежный отряд военнотранспортными самолетами "Антей". Но произошла еще одна трагедия. ТАСС сообщило:
"18 июля с.г. около 14.45 по Гринвичу в районе Северной Атлантики была потеряна связь с советским самолетом АН-22 ("Антей") бортовой номер 09303, вылетевшим с аэродрома Кефлавик (Исландия) в Перу. Ни на один из аэродромов трассы указанный самолет не прибыл. В результате проводимых поисков советскими самолетами и кораблями установлено, что АН-22 потерпел катастрофу. Находившиеся на нём члены экипажа и сотрудники госпиталя в количестве 22 человек погибли"
Использованы материалы и фотографии открытых интернет-источников.
31 мая 1970 г. перуанские болельщики долго обсуждали результаты 1-й игры на чемпионате мира по футболу, где встречались команды Мексики и СССР.
Источник
В воскресный вечер им хотелось отдохнуть, сходить в гости, кафе, приятно провести время.
Неожиданно около 15.20 раздался неясный гул. Земля затряслась, выплескивая десятилетиями копившееся в земной коре напряжение. Несмотря на то, что это продолжалось только 42 с, изменилось очень многое.
«Землетрясение привело нас в ужас, большинство людей молились, стоя среди обломков разгромленного города, как вдруг услышали адский грохот уайко, сходящего с Уаскарана. Ради Господа, помогите нам. У нас нет медикаментов, нет продовольствия… Всю ночь женщины плакали и молились; некоторые мужчины ругались, поднимая кулаки к небесам», — так передавал по радио один из жителей Перу, кому посчастливилось выжить после мощных подземных толчков и схода оползня.
Сила землетрясения достигала 7,7 магнитуды по шкале Рихтера. По оценке Центра геологических исследований США, ему вполне можно было присвоить звание самого разрушительного и смертельного землетрясения в Западном полушарии. Эпицентр находился в 70 км от берега на дне Тихого океана в гавани Чимботе.
В результате катаклизма образовалась волна, которая практически полностью разрушила город Чимботе, частично пострадали города Касма и Урамей, где также погибло много людей. С лица Земли пропал известный курорт Уарас. Ударные волны основного толчка распространились во все стороны почти на 1000 км. Всего пострадало более 250 населенных пунктов.
В пострадавших районах возникла паника. Живые обезумели от страха в попытках найти под обломками зданий своих близких. Сперва все пребывали в полном непонимании того, что произошло, и того, что будет. Связь с внешним миром прервалась. Самолеты и вертолеты, которые попробовали проникнуть в зону стихийного бедствия, вынуждены были возвратиться ни с чем — полетам препятствовало большое плотное облако пыли.
Лишь спустя 64 ч. парашютисты смогли добраться до города Уарас, столицы департамента Анкаш, получившего самые серьезные разрушения.
Стихийное бедствие унесло жизни более 100000 человек, оставило около 360000 ранеными (большое количество тяжелораненых). В общем и целом пострадали приблизительно 3 000 000 человек, в том числе и лишившиеся крыши над головой. В Перу был объявлен 8-дневный траур.
Те немногие, кто смог пережить кульминацию трагедии, продолжали страдать от длительной развязки в условиях отсутствия воды и продовольствия. Кроме того, их душили поднявшиеся в воздух тучи пыли.
Вдобавок ко всем несчастьям землетрясение, превратившее в руины большинство зданий в пострадавших районах, вызвало сход гигантского оползня с горы Уаскаран, с которой сошли около 10 млн. м3 воды, грязи, камней (некоторые из них размером с приличный дом и многотонным весом). Последние скатывались с огромной скоростью (более 300 км/ч), кувыркаясь, и, как пули, врезались в постройки, раздробляя их на мелкие части — практическое подтверждение физического закона, гласящего, что сила удара (импульс) равна произведению массы на скорость. К тому же «снаряды» оставляли в точках соприкосновения с землей большие кратеры.
Оползень накрыл туристический город Юнгай, а также привел в движение ледник толщиной до 30 м. Он протаранил плотины на севере страны, и вода хлынула в долины, затапливая населенные пункты и увеличивая разрушения в регионе. Таким образом, сход ледника оказался своего рода «контрольным выстрелом» после «недостаточно качественной» работы землетрясения.
Некоторые жители Юнгая (к сожалению, очень мало от их общего числа) сумели избежать неминуемой гибели под оползнем, бежав на Кладбищенский холм. После оползня из строений не осталось стоять ничего, кроме возвышающейся на холме статуи Иисуса Христа, который простер руки над тем немногим, что осталось от города. Наступила кромешная ночь, в которой выжившие ждали избавления 4 суток. До них доносился только какой-то зловещий гул. Тем временем селевой поток продолжил свой путь вдоль реки, разрушив и унеся в океан поселки поменьше.
Город Чимботе посетил президент Перу В. Альварадо для личной оценки последствий землетрясения, правительство страны сформировало специальный комитет для оказания помощи пострадавшим. В затронутые бедствием районы засылались парашютисты, заваленные дороги расчищали взрывчаткой, установили воздушный коридор, по которому из столицы доставляли все необходимое и эвакуировали людей. Хотя делалось все возможное, избежать голода и эпидемий не удалось.
Летом 1970 года 81 военно-транспортный авиационный полк выполнял задание по оказанию помощи населению Перу, пострадавшему от землетрясения. 17 июля по маршруту Иваново - "Чкаловский" - Кейфлавик (Исландия) - Лима (Перу) вылетели экипажи полковника Моргис Н.С. (с инструктором - полковником Ялиным В., осуществлявшим общее руководство) и майора Проценко М.П., 18 июля - экипаж майора Агеева Е.А. (с инструктором - майором Бояринцевым А.Я.) и 19 июля - экипажи подполковников Скока Н.С. и Хорошко Л.Н. Чтобы подготовить больше экипажей для полётов по международным воздушным линиям и в связи с продолжительностью перелёта (протяжённость трассы только в одну сторону составляла более 17000 км), полеты проводились двойными экипажами. В этом полёте заместитель командира 2 АЭ майор Бояринцев А.Я. давал допуск для полётов по международным воздушным линиям командиру отряда майору Агееву Е.А., бортовой инженер корабля капитан Захаров Ю.К. и старший бортовой техник по авиационному оборудованию Хохлов Ю.Г., тоже взяли с собой стажёров. Ничего не предвещало беды.
Источник
18 июля 1970 года самолет Ан-22 № 09303 (заводской № 00340207), пилотируемый экипажем заместителя командира 2 АЭ майора Бояринцева А.Я., с грузом продовольствия, медикаментов и 26 пассажирами, в 17 ч. 30 мин. по московскому времени, пропал над Атлантическим океаном через 47 минут после взлета из аэропорта Кефлавик (Исландия). Радиограмм, свидетельствующих о каких-либо отказах, от экипажа не поступало. В очередной сеанс связи экипаж самолёта № 09303 на связь не вышел. В сообщении ТАСС говорилось: "18 июля с.г. около 14.45 по Гринвичу в районе Северной Атлантики была потеряна связь с советским самолётом Ан-22 ("Антей"), бортовой № 09303, вылетевшим с аэродрома Кефлавик (Исландия) в Перу. Ни на один из аэродромов трассы указанный самолёт не прибыл. В результате проводимых поисков советскими самолётами и кораблями установлено, что Ан-22 потерпел катастрофу. Находившиеся на нем члены экипажа и сотрудники госпиталя в количестве 22 человек погибли". Позднее один из перуанских военных лётчиков, работавших с советской миссией, рассказывал: "Вслед за землетрясением произошла другая трагедия, которая коснулась не только наших сограждан, но и тех великодушных и готовых к самопожертвованию людей, которые с далёких широт протянули нам руку помощи. Она произошла в то самое время, когда мы уже готовились к приему Ан-22. Однако, в предусмотренное планом полёта время в небе над Перу самолёт не появился. Были приведены в действие системы поиска, но безуспешно. Шли часы, чувство тревоги нарастало, но Ан-22 не появлялся. Он так и не прилетел. Он был в полёте без возврата, конечным пунктом которого было небо для избранных. Но в сознании перуанцев навечно осталась бесконечная признательность этим отважным людям".
Для поиска этого "Антея" в Исландии был создан координационно-спасательный центр. В течение июля-августа самолёты НАТО и прибывший из Советского Союза Ан-12, производили осмотр зоны возможного района катастрофы. Были найдены фрагменты крышки люка контейнера спасательного плота ПСН-6А и обрывки упаковок медоборудования. По заключению специалистов, причиной гибели самолёта мог стать взрыв на борту. Был высказан ряд других предложений, в том числе и о пожаре на борту, но найденные обломки позволили отказаться от этой версии. При проведении расследования никаких замечаний и недостатков при подготовке самолёта в полку выявлено не было. Так и не узнав правду, предположили, что самолёт погиб от столкновения с аэростатом.
Позже, в память о погибших были установлены монументы в Москве, на Новодевичьем кладбище. В Лиме силами наших врачей и перуанцев был создан памятник из гранитных глыб. В 30-ю годовщину землетрясения в перуанских газетах появилась статья И.К.Комарова с воспоминаниями о делах отряда советских врачей. Это вызвало большой резонанс. Состоялось заседание правительства, где было решено наградить 19 человек орденом "Командора" - это одна из высших наград Перу. "Надо было лететь за наградами, только вот денег на самолёт ни у кого из нас не было, - говорит Комаров. - А посол настаивал на полёте, иначе скандал. И подсказал выход: лететь вместе с министром по чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу, который как раз направлялся в Перу для подписания соглашения. Всех взять он не мог, захватил 6 человек. Церемония награждения была торжественной, но самое большое впечатление на меня произвела поездка в Уарас. Памятник погибшим на "Антее", который мы воздвигли 30 лет назад, стоит, и к нему приносят цветы. А власти города обещали разбить в этом месте русскую площадь и взять памятник на вечное сохранение".