Фильм:
Парад Победы (цветной)
(год выпуска – 1945)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(2 части, хронометраж – 00:18:21)

Правообладатель:
Фильм перешел в разряд "Общественное достояние"

Категории:
армия, Великая Отечественная война, война, Вторая мировая война, история, кино, КПСС

Ссылка на РГАКФД (5701)

О фильме

24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся первый парад, посвященный победе СССР над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.
19-минутный цветной фильм был снят под руководством Соловьёва Н. В., при содействии И. Венжер и И. Посельского.
В Москву для киносъемок Парада Победы собрали лучших кинооператоров фронтовых киногрупп. 
Снимали (под руководством Ф.Ф. Проворова) на многослойную цветную трофейной немецкую кинопленку «Agfacolor»
Монтаж и озвучивание производились в Берлине, так как там было необходимое оборудование. По словам оператора Михаила Посельского, после того, как фильм был отснят, выяснилось, что большая часть ленты имеет брак по цвету. По этой причине весь фильм перевели на чёрно-белую плёнку, а из того материала, который подходил по качеству, смонтировали 19-минутный фильм. По итогам киносъемок Центральной студией документальных фильмов было выпущено два фильма — цветной и черно-белый.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Операторы: Ш. Н. Гегелашвили, В. В. Домбровский, Г. А. Кабалов (в титрах Кобалов), Б. К. Макасеев, В. В. Микоша, Ф. Ф. Проворов, Г. А. Рейсгоф, Д. Г. Рымарев, В. В. Соловьёв

Руководитель съёмок режиссёр Н. В. Соловьёв  

Монтировали режиссёры: И. В. Венжер, И. М. Посельский

Ассистенты: К. Кулагина, А. Кирюхина  

Музыкальное оформление Заслуженных деятелей искусств Д. С. Блока и С. Чернецкого

Звукооператор Д. Овсяников

Текст В. Агатов

Директор картины Н. Д. Мельников   


СПРАВКА

1. Парад  24 июня 1945 года в Москве на Красной площади длился 2 часа (122 минуты) под проливным дождем. В нем приняли участие 24 маршала, 249 генералов, 2536 других офицеров, 31 116 сержантов и солдат. В 23 часа из 100 аэростатов, поднятых зенитчиками, залпами полетели 20 тысяч ракет. Кульминацией праздника стало полотнище с изображением ордена "Победы", появившееся высоко в небе в лучах прожекторов. Из рассказа режиссёра Ирины Венжер (записаны её дочерью Н.Я. Венжер): "Парад принимал Жуков, а командовал Рокоссовский. Парад хотел принимать И.В. Сталин, но он не умел ездить верхом. Не то, чтобы он не мог проехать верхом на лошади, но для участия в Параде нужна была специальная подготовка. А это целая наука и Сталин решил, что лучше наблюдать за парадом с трибуны мавзолея...".
2. На следующий день, 25 июня, в Большом Кремлевском дворце состоялся прием в честь участников Парада Победы.
3. В сентябре 1945 года (по предложению советского правительства и Верховного командования) в Берлине состоялся малый Парад союзных войск. В Параде приняли участие советские, американские, английские и французские войска.
4. 9 мая 1995 года в ознаменование 50-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Москве на Красной площади состоялся юбилейный парад участников войны и тружеников тыла военных лет с подразделениями Московского гарнизона, который, по замыслу его организаторов, воспроизводил исторический Парад Победы 1945 года. Им командовал генерал армии Владислав Говоров, принимал маршал Советского Союза Виктор Куликов. В параде участвовали 4939 ветеранов войны и тружеников тыла военных лет.
_____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в т.ч. сайта: "Первые в кино".

Цитаты

[...]Весь победный май 1945-го проходил в стране в приподнятом настроении. Особенно это чувствовалось в Москве, на Красной площади. Сюда приходили все, кто был в это время в столице.
И вот он пришел — День Победы! И стал главным праздником страны. Первый послевоенный праздник Победы состоялся 24-го июня 1945-го года.
Вспоминаю, как в этот день в 8 часов утра я вошел в здание фотохроники ТАСС. Здесь рядом с Красной площадью, рядом с ГУМом, представитель госбезопасности должен был познакомить меня с человеком, который станет моей «тенью» во время работы на параде. Даже в туалет я мог пойти только с его разрешения. Таков был порядок. Майор госбезопасности попросил предъявить пропуск на Красную площадь. Он долго рассматривал документ, затем его взгляд остановился на кобуре, висевшей у меня на поясе. Я понял, что-то не понравилось майору.
Накануне праздника операторам, допущенным к съемке парада Победы, было приказано сдать личное оружие в спецотдел студии. Грустно было расставаться с пистолетом, который в трудные минуты на войне вселял в меня уверенность. На память о нем я оставил кобуру, а пистолет и 8 патронов сдал, о чем получил справку из спецотдела.
Майор долго смотрел на пустую кобуру, затем встал, бросил в ящик своего письменного стола мой пропуск и сказал:
— Можете идти домой, на этом работа для вас закончена.
Объяснять причины своего решения и отвечать на вопросы «бдительный» майор отказался.
На улице «25 октября» меня поджидал Виктор Иоселевич, любимец и наставник операторов, один из основателей советской кинохроники.
— Почему ты не выполнил приказ и не сдал свой пистолет? — спросил он. К счастью, справка о сдаче оружия была при мне, и я отдал ее Виктору. Вскоре он вышел из дома с тем самым сотрудником. Тот вернул мне пропуск, и мы отправились на мою точку съемки к Спасской башне Кремля.
У Спасских ворот стояла шеренга солдат-гвардейцев. В руках они держали опущенные к мостовой фашистские знамена. Снимаю личный штандарт Гитлера, знамена дивизии «Мертвая голова», которые будут брошены к ногам победителей у мавзолея.
Кремлевские куранты бьют десять!
Из Спасских ворот на белом коне выезжает маршал Жуков. Рокоссовский отдает ему рапорт.
16 фронтовых операторов должны показать стране и миру триумф и могущество победителей.
В этот день генералиссимус Сталин делил триумф победы на равных с Жуковым. Этот парад высшим и последним взлетом маршала Жукова. Больше Сталин не хотел видеть себе равных.[...]

Михаил Посельский (Воспоминания фронтового оператора), Источник

[...]Парад снимали на немецкой цветной пленке, которую обрабатывали в Берлине. Чтобы ускорить выпуск цветного варианта, монтаж и озвучивание было решено тоже перенести в Берлин. Режиссерская группа и диктор фильма Леонид Хмара вылетели в Германию. Для Хмары это была первая поездка заграницу, и он решил в тот же вечер отметить этот событие в берлинском ресторане. Едва приступив к закуске, московский диктор прикусил себе язык, да так сильно, что понадобилась «скорая помощь». Когда в Москве узнали, что немецкий доктор запретил нашему диктору открывать рот, решили, что этот врач, наверное, фашист. Конечно же, доктор, лечивший Хмару, оказался просто хорошим специалистом, и через неделю фильм «Парад Победы» был озвучен и попал на просмотр в Кремль.[...]

Михаил Посельский (Воспоминания фронтового оператора), Источник

Ловили самое интересное – как готовятся к Параду на Манежной площади, как восхищаются и ликуют трибуны. Детей тогда было вдвое больше, чем взрослых. Под дождем маршировало 40 тысяч человек. Их снимали, не останавливаясь. На одной из пленок видно, как оператор укрывает камеру плащом. Никаких накидок не было, а брак не могли и представить. Оператору, стоящему у Мавзолея, ничего нельзя упустить. Другой оператор бежит, обгоняя всадника Жукова, и все-таки успевает снять несколько секунд приветствия. А бесценного исторического кадра могло вообще не быть. О том, что немецкие знамeна бросят к Мавзолею, никто из операторов заранее не знал. Объектив успел повернуть ассистент, но в кадр попали головы журналистов. Плeнку сначала забраковали, а потом всё же вклеили в фильм. Всего через неделю после съёмок, смонтированный и озвученный фильм "Парад Победы", уже представляли в Кремле на закрытом показе для Сталина. Вождь лично решал судьбу такого важного для страны фильма.

Семен Школьников вспоминал (Воспоминания фронтового оператора), Источник