Экспериментальный документальный фильм производства Всеукраинского фотокиноуправления (ВУФКУ).
Записки из дневника кино-оператора
ВНИМАНИЮ ЗРИТЕРЕЙ:
настоящий фильм представляет собой
ОПЫТ КИНО-ПЕРЕДАЧИ
видимых явлений.БЕЗ ПОМОЩИ НАДПИСЕЙ
(Фильм без надписей)БЕЗ ПОМОЩИ СЦЕНАРИЯ
(Фильм без сценария)БЕЗ ПОМОЩИ ТЕАТРА
(Фильм без декораций, актёров и т.д.
Это экспериментальная работа направлена к созданию
подлинно международного абсолютного языка кино
на основе его полного отделения от языка театра и
литературы.(Цитируется с экрана)
Фильм немой, хотя его показ в кинотеатрах и сопровождался живой музыкой. Для современных переизданий было создано более десяти саундтреков. На рубеже XX и XXI вв. над звуковой дорожкой к фильму работали Alloy Orchestra (1995), Biosphere (1996), The Cinematic Orchestra (Man with a Movie Camera, 2002), Майкл Найман (2002) и многие другие.
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Автор-руководитель эксперимента Дзига Вертов
Главный-оператор Михаил Кауфман
Ассистент по монтажу Елизавета Свилова
В 2012 году в опросе почти тысячи кинокритиков британского журнала Sight & Sound «Человек с киноаппаратом» занял восьмое место списка лучших фильмов всех времён. В 2014 году Sight & Sound назвал картину лучшим документальным фильмом всех времён.
В ПРАВЛЕНИЕ ВУФКУ ОТ ДЗ. ВЕРТОВА
«Человек с киноаппаратом» — это кинопроизведение необычного типа. Оно отнюдь не является переложением на экран какой-либо пьесы, драмы, романа, киносценария или другого литературного произведения. «Человек с киноаппаратом» — это подлинная киновещь, которая должна быть написана не пером литератора или сценариста, а непосредственно киноаппаратом. Она задумана зрительно, без участия словообразов и могла бы быть написана нотами, как пишутся музыкальные произведения. К сожалению, мы еще не знаем нотных знаков для записи на бумаге такой «зрительной музыки». Между тем существующий традиционный порядок производства каждой новой фильмы требует не только календарного плана работы киноаппарата, но и предварительного изложения содержания фильмы в литературной форме.
Уступая этому установленному положению, я представляю настоящее либретто — «сценарий»-план, спроектировав в область слова зрительно задуманную киносимфонию.
[...]— Ваша последная совместная работа с Вертовым — фильм “Человек с киноаппаратом” выявила ряд разногласий режиссера и оператора. Вы придерживаетесь прежней оценки этого фильма?
Михаил Кауфман, Источник
Да, я считаю “Человека с киноаппаратом” нашей творческой неудачей. Фильм был задуман давно. Собственно говоря, истоки его можно было найти еще в “Киноглазе” — фильме без слов (надписей), построенном на ассоциациях. Мы давно хотели сделать фильм о кинооператоре. Еще работая над картиной “Одиннадцатый”[7], я снимал материал и для будущего фильма. “Человек с киноаппаратом” должен был стать нашим программным фильмом. Человек с кинокамерой находится как бы в хаосе событий окружающего его мира, но у него в руках аппарат. Возможность показать мир иначе, чем обычно видят его люди,делает оператора активным, превращает его в исследователя реальности.
Но уже в процессе работы над фильмом я почувствовал, что замысел наш не реализуется. После отбора фактов в фильме опять оставался хаос. Не выстраивался, с моей точки зрения, ни один эпизод, в котором была бы ясно выражена идея.
С этого и начались наши расхождения с Вертовым.[...]