Дом у дороги

Полнометражный фильм, 1979 год

Фильм:
Дом у дороги
(год выпуска – 1979)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(5 частей, хронометраж – 00:47:25)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
БАМ, искусство, медицина, семья, строительство, транспорт

Ссылка на РГАКФД (26360)

О фильме

Шестой фильм режиссёра Владлена Трошкина из серии «Кинолетопись БАМа» рассказывает о строительстве Байкальского тоннеля, а также социально-бытовых проблемах строителей, связаных с освоением зоны БАМа, её Бурятского участка. Новеллы о людях, рассказ о стройке через конкретные судьбы. Текст от автора читает Валентин Гафт.

«То, о чём мы хотим говорить, имеет отношение не только к северному Прибайкалью и даже не только к зоне БАМа – ко всей Сибири, составляющей шестьдесят процентов территории нашей страны…

Ведь дорога не самоцель. И строится она не только для того, чтобы по ней ездили и возили грузы. А чтобы вокруг неё селились люди, и начиналась новая жизнь…»

(Цитируется с экрана)

Герои шестого фильма: Виктор Иванович Лакомов — бригадир монтеров, Владимир Романович Толстоухов — бригадир проходчиков. Феликс Викентьевич Ходаковский — начальник участка БАМа, Анатолий Георгиевич Пономарёв — врач-акушер, принявший более полутора тысяч новорождённых, включая самого первого, родившегося на БАМе (за пять лет строительства на БАМе родились 40 тыс. детей — показатель роста рождаемости достиг уровня Средней Азии). Людмила Степановна и Сергей Александрович Давыдовы — выпускники Московского института культуры, основатели школы искусств… Строительство БАМа. Автор фото: Дмитрий Бальтерманц. Источник фото: МАММ / МДФ.

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Авторы сценария: .Л. Николаев и В. Трошкин

Режиссер-оператор В. Трошкин

ОператорыВ. ДурандинС. Черкасов

Композитор Л. Гидравичус

Автор текста Л. Николаев

Текст читает В. Гафт

Редактор С. Суркова

Звукооператор В. Дорфман

Асс. режиссера О. Левкина

Директор картины  Е. Тутубалин

Цитаты

За пять лет строительства БАМа В. Трошкин снял пять фильмов о стройке, о её людях и проблемах. Теперь шестая картина — «Дом у дороги» » (ЦСДФ. Сценарий Л. Николаева и В. Трошкина, операторы В. Дурандин, С. Черкасов) — в каком-то смысле итоговая.
Бурятский участок БАМа. Сейчас здесь центр тяжести всей трассы.[...]
Дом обживается, благоустраивается. Дом таким и должен быть. Дружным, весёлым, прочным. И чтобы обязательно в нём росли дети.
«БАМ стал самой семейной стройкой страны… Расчёты на холостяцкую стройку не оправдались…» Кто планировал БАМ как «холостяцкую стройку»? Ведь известно же было — она не на год, не на два? Вот и превратилось явление радостное в проблему трудную. Сегодня папы и мамы после работы и в выходные строят временный садик для своих детей.
Много делается для того, чтобы дом человеческий на БАМе стал своим, родным, единственным. Но особенно дорого то, что сами люди делают для этого, по велению своей мечты. И не случайно сюжетом о школе искусств, организованной Любой и Сергеем Давыдовами, завершается в фильме рассказ о человеческих судьбах. «Дело Давыдовых кажется нам самым основательным, — говорят авторы, — устремлённым в будущее… Оно навечно. Навсегда. Потому что идеей своей оно созвучно и красоте окружающего мира, и тому будущему, которое ожидает этот край…»[...]

Из беседы режиссеров Д. Фирсовой с В. Трошкиным, Источник

15 лет жизни отдал я Байкало-Амурской магистрали. Нет, я не строил её...
15 лет я был убежден в нужности для страны ещё одной дороги жизни к океану среди безлюдных сибирских просторов. Верил, что новая дорога, как и Трансиб, послужит стране, людям, поможет достать из сибирских недр скрытые там несметные природные богатства. И по сей день уверен, что молодые люди, комсомольцы, доверившие свою судьбу обещаниям правительства и честно трудившиеся в непролазной тайге, заслужат в итоге благодарность, обещанные деньги, квартиры и прочее.[...]
Год за годом энтузиазм и вдохновение гасли и перерастали в протест, разочарование. Мы снимали первую на БАМе забастовку, организованную бригадой Бондаря (фильм «Максималисты») — За эту акцию руководители бригады были сурово наказаны.[...]
Сегодня лучшие из лучших — Тоня Галянова, братья Грачевы да и сам Саша Бондарь, как и тысячи других живут с чувством горечи, обмана, несправедливости.
Владимир Графов приехал с Украины. В бригаде по причине легкого, веселого характера стал заводилой. Его избрали комсоргом. Метким замечанием, шуткой он мог снять усталость с друзей, работавших по пояс в снегу в сорокаградусный мороз.
Володя и в театре стал одним из главных исполнителей почти во всех спектаклях. Особенно ему нравилась роль Иванушки-дурачка в пьесе Василия Шукшина «До третьих петухов».
На укладке шпал от едкого креазота, которым они пропитывались, он стал терять зрение. Долгое время скрывал это, чтобы не подвести товарищей.
Когда на БАМ пришла перестройка и рыночные отношения — деньги на стройку стали поступать нерегулярно и недостаточно. Братья Графовы вместе с женами и детьми, как и тысячи и тысячи других, стали безработными, изгоями, никому не нужными.
Чтобы прокормить семью Володя организовал в поселке Звездный столярное дело, народный промысел, но прогорел из-за отсутствия покупательной способности у бывших строителей магистрали. Пришлось всё бросить и, несолоно хлебавши, возвращаться на Украину, где их никто не ждал. Возвращались без денег, ковров и машин, столь щедро обещанных ранее... Работы на Украине не было. Последняя наша встреча с ним была в Москве. Он заехал ко мне, рассказал, что строит в Подмосковье новую тюрьму. Финал, достойный современной трагедии!

Владлен Трошкин, кинорежиссер, Источник

[...]Строительство БАМа было сопоставимо по объёму работ и значению со строительством Суэцкого канала или освоением нового континента Америки. Строителям пришлось нелегко. Железнодорожные пути возводили, несмотря на невероятные трудности: холод, жара, гнус, комары, болота, реки, непроходимая тайга. Комсомольцам пришлось несладко. На помощь пришли старшие товарищи. Второй железнодорожный путь в обход первому строить было гораздо сложнее. Первый оптимальный путь, созданный инженерной мыслью, уже использовался. Надо было строить что-то новое. Байкало-Амурская северная магистраль протяжённостью 3100 километров была введена в строй 2 октября 1984 года. Было построено 3900 мостов, перекинутых через препятствия.[...]
На строительство БАМа ринулась вся страна. Кинодокументалисты не отставали и активно снимали кино. «Беларусь-фильм» запечатлел работу белорусов, киностудия «Таджикфильм» создала фильм о строительстве посёлка «Солони». Владлен Трошкин со своей бригадой снял кинокартину «Дом у дороги» об освоении районов, прилегающих к магистрали, кинематографисты Украины запечатлели стройку города Ургала. Армянская студия засняла стройку одной из первых станций на железной дороге города Таюры.[...]

Георгий Завьялов, кинооператор, Источник