Фото: "В разрушеном Сталинграде". Привокзальная площадь, слева разрушенное здание Центрального вокзала. Лето 1943 года. Автор фото: кинооператор В. Микоша. Источник: МАММ / МДФ.
Полнометражный документальный фильм Иосифа Посельского и Бориса Агапова рассказывает о восстановлении города Сталинграда после его освобождения от фашистских захватчиков в январе 1943 года.
На странице представлен фильм хронометражем 00: 44:25.
Вошли кадры:
Разрушения в г. Сталинграде. Разбитая немецкая техника.
Восстановительные работы на строительстве жилых домов,
Сталинградском тракторном заводе (СТЗ), металлургическом заводе «Красный Октябрь»,
Сталинградской гидроэлектростанции. Работает почтальон, временная пекарня, идут занятия в школе. Изготовление на английском заводе памятного меча в дар г. Сталинграду от короля Георга VI; С. М. Буденный вручает меч сталинградцам. Посол США Гарриман передает И. В. Сталину почетные грамоты для г. Сталинграда; среди присутствующих — В. М. Молотов.
ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ, Куйбышевская студия кинохроники
Авторы фильма: Иосиф Посельский, Борис Агапов
Кинооператоры: В. Доброницкий, В. Цитрон (в титрах В. Цытрон), А. Хавчин
Музоформитель А. Ройтман
Звукооператор В. Нестеров
Ассистент режиссера А. Кирюхина
Ассистенты кинооператора: В. Косицын, Г. Захарова
Оформители шумов: Б. Вольский, Е. Кашкевич
Художник (графическое оформление): И. Нижник
Текст читает Л. Хмара
Директор картины Д. Асланов
Ранней весной два года назад[1943] мы прилетели в Сталинград, чтобы начать съемки документального фильма о восстановлении города. Нас устроили в том самом подвале, где находился штаб шестой армии немцев. Это было единственное помещение в городе, более или менее пригодное для жилья. Туда вел покатый коридор, приспособленный для спуска грузовиков. Гвардейское знамя мотострелковой бригады стояло в коридоре, охраняемое двумя часовыми. На куске пианино пылали два факела, сделанные из стаканов орудийных снарядов. Сквозняк раскачивал бахрому оборванных проводов. В глубине коридора направо была дверь в наше обиталище. Там была возведена кирпичная печка и возле нее лежали штабелями номера «Русского богатства», которые немцы принесли сюда вместо дров.
Борис Агапов, сценарист, Источник
Гвардейская бригада встретила нас радушно. Она кончала ремонт своей техники и вот-вот должна была выступить из Сталинграда. С ней уходили последние участники великой битвы, дольше всех остальных задержавшиеся здесь. Это были подтянутые, вежливые люди, казавшиеся все комсоставом. Они дали нам прочесть историю своей части, написанную с большим литературным вкусом. День за днем в ней были изложены все походы и сражения с краткими характеристиками людей, принимавших в них участие. История уехала вместе с бригадой, и мы остались почти в одиночестве среди развалин, простиравшихся на десятки километров вокруг.
Днем мы снимали, по ночам топи печку и старались уснуть. Сквозь стены подвала был виден город, озаренный луной, и все скелеты его домов стояли над моей кроватью, страшно застыв в своей каменной агонии. Они были не более реальны, чем люди, погибшие здесь, тысячи теней тех, кто отдал себя за родину. Казалось, надо было уйти, с этого места, оставив его нетронутым, чтобы потом показать всему миру, что претерпел советский народ и на какую месть он имеет право.[...]
«В этом фильме мы увидели первое цветение весны человечества. И началось оно на той земле, где воссияло знамение величайшей победы, где пламя борьбы достигло своего высшего накала, и здесь же, на этой обугленной земле, началось возрождение из пепла бессмертного города — цветение весны победы.
Водим Кожевников, военный корреспондент, Источник
О волжскую твердыню смертельно сломали себе хребет немецкие армии. Имя города, одухотворенное немеркнущим героизмом советских воинов, стало священным. В дни величайшей битвы оно служило маяком надежды народам, борющимся с фашизмом. Сталинградская битва предрешила предрешила судьбу Германии.
Сталинград четырежды овеян славой битв и труда: оборона Царицына и первенец пятилетки Сталинградский тракторный, сталинградская битва и возрождение Сталинграда. И если фильм посвящен городу и рассказывает о нем, то мы чувствуем нечто живое, огромное, сказочное, богатырское и видим облик, полный красоты и человечности, общей советским людям героической эпохи.
В этом фильме мы видим животворящее могущество советского человека, неисчерпаемую силу социалистического государства, вдохновенный труд созидания, равный по доблести воинскому бессмертному подвигу.
Искусство хроникального кино драгоценно нам своей документальной правдивостью. И, видно, сама наша действительность такова, что она нам самим подчас кажется возвышенным чудом... Возрождение Сталинграда из пепла в дни титанической битвы нельзя назвать иначе, как чудом. О творцах этого чуда рассказывает фильм «Возрождение Сталинграда».
«...Авторы создали киноочерк. Но какой! Он выливается из капитального труда художников, взыскательных, требовательных. И этот, покоряющий своей высоко правдивой документальностью, фильм идет лишь сорок пять минут, — так четко, строго и умно отобрано здесь что-то главное, типическое, чего не могут увидать поверхностные и холодные глаза.
Николай Погодин, драматург, Источник
Этот фильм своей силой правды открывает нам сокровенные особенности нашего строя жизни, дух ее и направление, хотя, по-видимому, авторы не ставили перед собой столь всеобъемлющей задачи. Они ведь изо дня в день, месяц за месяцем «охотились» за фактами и заставали людей там, где никто и не просил кинооператора; они записывали на документе живую историю восстановления Сталинграда. Но так всегда бывает: если труд серьезен и глубок, то его значение и сила превзойдут первоначальные задачи.
Огромная заслуга съемочного коллектива во главе с И. Посельским и Борисом Агаповым в том и заключается, что их работа над киноочерком поднялась до художественности эпоса, и этот эпос выразил правду Сталинграда — города, великого своими битвами и своим трудом.
Как часто у зрителя сжимается в груди и подступают слезы... Но что такое? Здесь нет искусника-артиста, который бы увел в мир драматических переживаний, и более того — здесь трагическая сторона людских страданий открывается столь буднично и просто, что как будто и нет тут ничего неслыханного, жизнь, как жизнь, но как волнует она!»