Фильм:
Возрождение Сталинграда
(год выпуска – 1944)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:44:25)

Правообладатель:
"Общественное достояние"

Категории:
авиация, Великая Отечественная война, город, международные связи, образование

Ссылка на РГАКФД (5355)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Фото: "В разрушеном Сталинграде". Лето 1943 года. Автор фото: кинооператор В. Микоша. Источник: МАММ / МДФ.

Полнометражный документальный фильм Иосифа Посельского и Бориса Агапова рассказывает о восстановлении города Сталинграда после его освобождения от фашистских захватчиков в январе 1943 года.

На странице представлен фильм хронометражем 00: 44:25.

Сталинград, 17 июня 1944 г. Автор фото: Евгений Умнов. Источник фото: МАММ / МДФ.

Вошли кадры:

Разрушения в г. Сталинграде. Разбитая немецкая техника. 

Сталинград. 1943 год. Автор фото: Владислав Микоша. Источник фото: МАММ / МДФ.

Восстановительные работы на строительстве жилых домов,

Завод «Красный Октябрь». г. Сталинград, 02 февраля 1934 г. Автор фото: Григорий Капустянский. Источник фото: МАММ / МДФ.

 Сталинградском тракторном заводе (СТЗ), металлургическом заводе «Красный Октябрь»,

Первый опытный трактор с конвейера возрожденного СТЗ.  г. Сталиград. 17 июня 1944 года. Источник фото: МАММ / МДФ.

Сталинградской гидроэлектростанции. Работает почтальон, временная пекарня, идут занятия в школе. Изготовление на английском заводе памятного меча в дар г. Сталинграду от короля Георга VI; С. М. Буденный вручает меч сталинградцам. Посол США Гарриман передает И. В. Сталину почетные грамоты для г. Сталинграда; среди присутствующих — В. М. Молотов.

Сталинград, 17 июня 1944 года. Автор фото: Евгений Умнов. Источник фото: МАММ / МДФ.

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ, Куйбышевская студия кинохроники

Авторы фильмаИосиф ПосельскийБорис Агапов

Киногруппа в освобожденном Сталинграде. Лето 1943 года. Стоят (слева направо): неустановленное лицо, режиссер Иосиф Посельский, неустановленное лицо, писатель Борис Агапов, операторы Владимир Цитрон и Абрам Хавчин. Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).

Кинооператоры: В. Доброницкий, В. Цитрон (в титрах В. Цытрон), А. Хавчин  

Музоформитель А. Ройтман

Звукооператор В. Нестеров

Ассистент режиссера А. Кирюхина

Ассистенты кинооператора: В. Косицын, Г. Захарова 

Оформители шумов: Б. Вольский, Е. Кашкевич

Художник (графическое оформление): И. Нижник

Текст читает Л. Хмара

Директор картины Д. Асланов

Цитаты

«В этом фильме мы увидели первое цветение весны человечества. И началось оно на той земле, где воссияло знамение величайшей победы, где пламя борьбы достигло своего высшего накала, и здесь же, на этой обугленной земле, началось возрождение из пепла бессмертного города — цветение весны победы.
О волжскую твердыню смертельно сломали себе хребет немецкие армии. Имя города, одухотворенное немеркнущим героизмом советских воинов, стало священным. В дни величайшей битвы оно служило маяком надежды народам, борющимся с фашизмом. Сталинградская битва предрешила предрешила судьбу Германии.
Сталинград четырежды овеян славой битв и труда: оборона Царицына и первенец пятилетки Сталинградский тракторный, сталинградская битва и возрождение Сталинграда. И если фильм посвящен городу и рассказывает о нем, то мы чувствуем нечто живое, огромное, сказочное, богатырское и видим облик, полный красоты и человечности, общей советским людям героической эпохи.
В этом фильме мы видим животворящее могущество советского человека, неисчерпаемую силу социалистического государства, вдохновенный труд созидания, равный по доблести воинскому бессмертному подвигу.
Искусство хроникального кино драгоценно нам своей документальной правдивостью. И, видно, сама наша действительность такова, что она нам самим подчас кажется возвышенным чудом... Возрождение Сталинграда из пепла в дни титанической битвы нельзя назвать иначе, как чудом. О творцах этого чуда рассказывает фильм «Возрождение Сталинграда».

Водим Кожевников, военный корреспондент, Источник

«...Авторы создали киноочерк. Но какой! Он выливается из капитального труда художников, взыскательных, требовательных. И этот, покоряющий своей высоко правдивой документальностью, фильм идет лишь сорок пять минут, — так четко, строго и умно отобрано здесь что-то главное, типическое, чего не могут увидать поверхностные и холодные глаза.
Этот фильм своей силой правды открывает нам сокровенные особенности нашего строя жизни, дух ее и направление, хотя, по-видимому, авторы не ставили перед собой столь всеобъемлющей задачи. Они ведь изо дня в день, месяц за месяцем «охотились» за фактами и заставали людей там, где никто и не просил кинооператора; они записывали на документе живую историю восстановления Сталинграда. Но так всегда бывает: если труд серьезен и глубок, то его значение и сила превзойдут первоначальные задачи.
Огромная заслуга съемочного коллектива во главе с И. Посельским и Борисом Агаповым в том и заключается, что их работа над киноочерком поднялась до художественности эпоса, и этот эпос выразил правду Сталинграда — города, великого своими битвами и своим трудом.
Как часто у зрителя сжимается в груди и подступают слезы... Но что такое? Здесь нет искусника-артиста, который бы увел в мир драматических переживаний, и более того — здесь трагическая сторона людских страданий открывается столь буднично и просто, что как будто и нет тут ничего неслыханного, жизнь, как жизнь, но как волнует она!»

Николай Погодин, драматург, Источник