Фильм Василия Катаняна посвящен творчеству выдающегося композитора Родиона Щедрина. В фильме звучат фрагменты из произведений композитора.
На странице представлен фильм (хронометраж: 00:28:04)
Вошли кадры:
1-я часть. Композитор Родион Щедрин и дирижер Геннадий Рождественский на репетиции оркестра, разучивающего произведение Щедрина. Р. Щедрин на репетиции его оратории для симфонического оркестра, солистов и хора, посвященной В.И. Ленину. Симфонический оркестр, хор и солистка Людмила Зыкина исполняют ораторию Р. Щедрина «Ленин в сердце народном»[1]. Людмила Зыкина поет фрагмент из оратории «Ты спокойно спи, дорогой Ильич…». Живописные пейзажи среднерусской полосы. Река Волга, прибрежные луга под облачным небом. Пейзажи полей, колышется пшеница на ветру. Поляна с одуванчиками... Березы с длинными косами тонких ветвей, качающихся от ветра. Зима. Рязанская деревня. Вечерний летний пейзаж, две лошади гуляют на песчаной отмели на речке. Диск луны, отраженный на поверхности спокойной воды, потом колышется на водной ряби. Две девушки на вечерней прогулке в деревне под гармошку поют частушки. Хоровод на деревенской улице — молодежь с гармошкой (вечернее гуляние).
2-я часть. По проселочной дороге в поле вечером идут девушки, парни; один из парней играет на гармошке, девушки поют. Деревня вечером. Солнечные лучи в лесу. Музыкант играет на трубе. Чемпионы Советского Союза в танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков танцуют под музыку Р. Щедрина «Веселые частушки». В телевизионной студии идет съемка танца под русскую музыку. Р. Щедрин за работой над партитурой. Кинохроника 1941 г.: Москва в дни войны (зима и лето). По улице Горького военные проносят аэростат; по улице города проезжают танки, танки проезжают мимо памятника Пушкину. Р. Щедрин за работой над музыкальным произведением, которое он сочиняет на стихи Александра Твардовского, о Великой Отечественной войне. Различные памятники защитникам нашей родины от немецко-фашистских захватчиков... Памятник жертвам фашизма в Саласпилсе (Латвия) «Несломленный» — фигура мужчины, поднимающегося с земли; «Униженная» — женщины, стоящей на коленях — на широком поле, на месте бывшего концентрационного лагеря. Скульптура Мать-родина на Пискаревском кладбище... Кинохроника 1941-1945 гг.: противотанковые заграждения на улицах Москвы; аэростат у памятника А. С. Пушкину. Р. Щедрин за роялем — работает над балетом «Кармен-сюита»; рассказывает о работе над этим балетом. Рисунки П. Пикассо на темы «Кармен» П. Мериме. Р. Щедрин у рояля беседует с репетирующей роль Кармен из балета «Кармен-сюита» Майей Плисецкой.
3-я часть. Майя Плисецкая в роли Кармен и Н. Фадеечев в роли Хосе исполняют небольшой фрагмент из балета. Сцена из финала балета «Кармен-сюита». Дача Щедрина и Плисецкой в Подмосковье. Р. Щедрин и Плисецкая на прогулке в лесу. Оркестр под управлением Евгения Светланова репетирует отдельные главы 2-го фортепьянного концерта Р. Щедрина, названного им «Диалоги», «импровизацией». В Таллиннской филармонии Государственный симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова исполняет 2-й фортепьянный концерт Р. Щедрина, партию рояля исполняет автор. Р. Щедрин на концерте играет на рояле. Музыканты оркестра играют на различных инструментах.
ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
[...]30 января[1970]. Летал в Ленинград на премьеру оратории Щедрина "Ленин в сердце народном" — съемка. Очень необычно. Потом поехали ужинать к Андрею Петрову Майя с Робиком, Людмила Зыкина, к которой Щедрин сватает меня снять картину. "Я давно хочу, а он не хочет", — сказала она, что было для меня полным откровением.[...]
Катанян В.В., кинорежиссер
29 июня. Сдал "Щедрина" в 3-х частях, получилось, по отзывам, довольно симпатично. Родиону и Майе понравилось очень, хотя Майя несколько была недовольна, что вместо ее танца я иной раз вставлял музыкальный инструмент, который звучал в это время в оркестре. Они только что вернулись из Австралии, которая на них не произвела впечатления, не в пример Сингапуру.[...]
[...]В. Познер: ...Итак, вы писали, в частности, музыку к кино и вы сами говорите, что в Советском Союзе это и был единственный способ по-настоящему заработать нормальные деньги, именно кино, и люди стремились к этому. Вы писали для фильма “Коммунист” музыку, потом для фильма “Высота” со своим знаменитым шлягером “Не кочегары мы, не плотники”. Все это ясно. Но я хочу неприятный, возможно, вопрос, но я не могу его не задать. И потом журналисты, как вы сами знаете, неприятные люди. Оратория “Ленин в сердце народном” – это что? Это и есть заказ от первого секретаря ЦК КПСС? Расскажите.
Из интервью Владимиру Познеру, Источник
Р. Щедрин: Я от этого вопроса никак не дрогну. Я вам скажу. Ведь это была маленькая, не такая уж, может быть, маленькая для меня и моей семьи история. Дело в том, что в 1968 году я отказался подписать письмо, когда вводили наши войска в Чехословакию, и “Голос Америки” об этом оповещал.
В. Познер: Вы и еще?..
Р. Щедрин: Твардовский, Симонов Константин Михайлович и я. Об этом “Голос Америки” вещал каждый час в последних известиях. Тогда все же слушали “Голос Америки”.
В. Познер: В том числе и первый секретарь ЦК КПСС слушал.
Р. Щедрин: Я думаю, что он читал. Ему помогали. И надо мной сильно сгустились тучи. Я ушел с хлопаньем двери из Консерватории, где уже преподавал. И что хуже всего, над моей женой тоже сгустились тучи. А этих туч в ее жизни было более чем достаточно. И надо было что-то… У власти же тысячи возможностей перекрыть тебе кислород. Тысячи. Не очень даже приметных. Но как раз приближалось столетие Ленина, и я сделал так же, как сделал мой очень близкий друг Андрей Вознесенский, который написал “Лонжюмо”. Чтобы просто как-то из этой трудной ситуации выбраться с честью. И я думаю, что я выбрался с честью, потому что текстами этой оратории были документальные воспоминания. До такой степени документальные… Одна из частей – это были воспоминания охранника Ленина, некоего Бельмаса. Это был латышский стрелок. И он мне позвонил и старческим голосом, потому что в газетах что-то появилось, сказал: “О, я не мог прийти на концерт, я не выхожу из дома. Но я вам расскажу – приезжайте ко мне – еще много дополнений”. Во-вторых, там участвовала Людмила Зыкина в этом сочинении, пела. И его потом исполняли и в Берлине, и в Париже, и в Лондоне, и везде с успехом. И музыка этого сочинения, а не любовь, скажем, к Ленину сблизила меня с Иегуди Менухиным, который потом заказал мне сочинение к своему юбилею на свой собственный поэтический текст. Так что мне ни за одну ноту не стыдно в этом сочинении.[...]