Эх, Россия, ты, Россия...

Полнометражный фильм, 1989 год

Фильм:
Эх, Россия, ты, Россия...
(год выпуска – 1989)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:54:56)

Категории:
история, культура, личность, театр

О фильме

В 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне, решение было принято заочно и оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.

1988 год. Разгар перестройки. Юрию Любимову разрешено на 10 дней посетить СССР, чтобы возобновить спектакль «Борис Годунова». Юрий Любимов дал разрешение съемочной группе присутствовать на репетициях. В фильм вошли съемки репетиций спектакля в Театре на Таганке, а также съемки в городе Угличе, с которым связаны важные страницы истории страны. Кинокартина выходит далеко за рамки театрального события и становится экранным размышлениям о судьбах России, об особенностях национального характера, об упущенных возможностях сделать нашу жизнь лучше и справедливее...

Встреча Юрия Петровича Любимова с творческой общественностью и поклонниками Театра на Таганке 13 сентября 1988 года в Доме кино. Автор фото: Юрий Барыкин.

23 мая 1989 года Юрию Петровичу Любимову вернули советское гражданство.

На странице представлена короткая (часовая) версия фильма.

В ФИЛЬМЕ УЧАСТВОВАЛИ:

Юрий Петрович Любимов

Вячеслав Всеволодович Иванов

Екатерина Петровна Белова

Владимир Александрович Гричухин

а также жители Москвы, Углича и окрестных деревень.

ПРОИЗВОДСТВО: Свердловская киностудия;  ТО НАДЕЖДА

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Автор сценария Владимир Синельников

Режиссер Борис Урицкий

Оператор Николай Гайл

Редактор Валерий Савчук

Звукооператор Валерий Суслов

Музыкальный редактор Лариса Воронцова

Монтаж Алла Шатрова

Ассистент режиссера Зара Скрипник

Цветоустановщик Людмила Гаврилова

Директор картины Людмила Сабурова

В фильме прозвучали народные песни в исполнении ансамбля под управлением Бориса Покровского.

Видео (полная версия 2 часа): «Эх, Россия, ты, Россия...» (часть 1)  «Эх, Россия, ты, Россия...» (часть 2) 


СПРАВКА

Спекталь был поставлен в 1982 году. Запрещен по распоряжению Министерства культуры СССР. Возобновлен в 1988 году.

Премьера спектакля состоялась 12 июня 1988 года в Москве в Театре на Таганке.

В спектакле 1988 года заняты актеры: Владимир Алексеев, Феликс Антипов, Наталья Балушкова, Юрий Беляев, Лидия Бойко, Виктор Бохон, Галина Власова, Елена ГабецАлексей Граббе, Екатерина Граббе, Алла ДемидоваРамзес Джабраилов, Таисия Додина, Константин Желдин, Сергей Жирков, Татьяна ЖуковаВалерий ЗолотухинОлег Казанчеев, Наталья Ковалева, Людмила Комаровская, Андрей Котов, Елена Манышева, Мария Нефедова, Игорь Петров, Сергей Савченко, Наталия Сайко, Елена Сидоренко, Татьяна Сидоренко, Юрий Смирнов, Тамара Смыслова, Рената Сотириади, Александр Трофимов, Александр Фурсенко, Станислав Холмогоров, Виталий ШаповаловВиктор Штернберг.

Спектакль создавался и должен был выйти к публике в 1982 году. Тогда, на рубеже эпох правления Брежнева и Андропова, постановку запретили. Любимов провел несколько лет в эмиграции; в мае 1988 года по частному приглашению министра культуры СССР Николая Губенко приехал в Москву (лишь на десять дней, полных многочасовых репетиций) и выпустил наконец многострадального «Бориса Годунова».

Рассчитанный на Новую сцену театра, «Годунов» ныне идет на Старой сцене, которая не в пример теснее. Спектакль от этого несколько проигрывает.

По мнению ряда литературоведов, главный герой «Бориса Годунова» — народ. Любимовская трактовка этому не противоречит: каждый персонаж делает шаг вперед из толпы и, отыграв свой кусок, в ней же скрывается. И Борис, и Самозванец, и Пимен, и Марина Мнишек — только частицы беспокойного людского моря.

Явлению царя Бориса предшествует грозный полет через всю сцену царского посоха — символа власти, опасно втыкающегося где-то на самом стыке дощатого помоста и зрительного зала. Виталий Шаповалов (Борис Годунов) по мощи и мастерству не уступает первому исполнителю этой роли — Николай Губенко. Тот же эпический размах в монологах, редкая психологическая точность, чрезвычайно выразительные глаза, неподдельность душевного смятения. ..

Выбрав для постановки пушкинской трагедии «площадное» решение, Любимов на этом не остановился и пошел дальше: его площадь — место встречи разных эпох. Роскошные меха, кожанка времен гражданской войны, шинель, ватник, лапти, майка с эмблемой футбольной команды «Динамо» — разношерстно, разноперо, броско. А слито воедино это странное братство простой русской песней (в работе над спектаклем принимал участие хор под управлением Дмитрия Покровского).

Финал спектакля — звучит «Вечная память». Не одному Димитрию — всем невинно убиенным. Не от имени персонажей — от артистов и режиссера.

При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе Благотворительного фонда развития театрального искусства Ю.П. Любимова.

Цитаты

«Когда в мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя. 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой». «Любимов в современном мировом театре из живущих ныне режиссёров, быть может, самый крупный», — в 1990 году писала Т. И. Бачелис. Однако когда режиссёр решил вернуться навсегда, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в результате чего отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу. Критика назвала 2000—2003 гг. своеобразной Болдинской осенью Любимова, подарившей зрителю «мощное, глубоко личное художественное высказывание режиссёра: шесть спектаклей большого стиля и больших тем».

Источник

«Самый изящный из современных режиссеров, Любимов считает, что театр, родившись на площади, по природе своей — грубое искусство. Словно подразнивая, а на самом деле повинуясь внутренней потребности, он ставит Чехова в еще более откровенных площадных приемах, чем Брехта или Шекспира. Но чем более элементарными и напористыми выглядят его приемы, тем очевиднее проступает изящество его постановочной манеры, его в вахтанговских стенах воспитанная, мягкость и музыкальность.
Ослепительно мягкое и открытое обаяние Любимова определяет характер его энергетического лучеиспускания, идущего с вольнолюбивой таганской сцены в зрительный зал.
Любимов не подавляет классику, он улавливает исторический смысл современных общественных коллизий. Русскую историю, старую и новую, он чувствует как никто. Он знает ее вдоль и поперек, видит его концы и начала. Историзм Любимова начинается с памятливости и душевной тревоги. История нашего общества постоянно стоит у него перед газами и будоражит, и волнует, и ранит его воображение?
Меньше всего Юрий Петрович Любимов похож на мыслителя, погруженного в философские размышления о смысле жизни. Но это именно он, артист с головы до ног, красивый вахтанговский юноша с седой головой, создал глубочайшие по бытийному содержанию спектакли своей эпохи.
Он работает, работает без конца, утомляя своих молодых коллег. Как всегда готовый к борьбе, встревоженный, уверенный, расположенный к шутке, к тому, чтобы дерзить, драться и побеждать.
Доблестный гражданин. Вечный вахтанговский дзанни»

Борис Зингерман, театровед, Источник