Фильм-кинозарисовка о Большеохтинском мосте в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) снят студентом 3-го курса операторского факультета ВГИКа Николаем Завьяловым (Шерманом) в декабре 1968 года. Мастер-руководитель Эдуард Александрович Розовский.
Мост Императора Петра Великого через р. Неву в г. С.-Петербурге заложен в день 200-летия Полтавской битвы — 26 июня (9 июля) 1909 года. С 1910-х годов употреблялись также названия — Большеохтенский или Большой Охтенский.
После революции 1917 года мост Петра Великого переименован в Большеохтенский; в 1956 году — Большеохтинский (в соответствии с новыми правилам орфографии).
Мост — трехпролетное сооружение раскрывающейся системы из клепаных металлоконструкций с разводным двукрылым пролетом посередине. Боковые пролеты перекрыты металлическими арочными фермами с ездой понизу. Разводное пролетное строение двукрылое с неподвижной осью вращения. Размер боковых пролетов — 136 м каждый, разводного — 48 м.
Суммарная масса металлических конструкций — 8920 тонн, в том числе масса противовесов разводного пролёта — 1065 тонн. На мосту установлены две башни высотой 36 метров от ординара воды. На верхних площадках башен находились большие зеркальные фонари. Внутри башен размещены механизмы разводного пролета, а снаружи установлены мемориальные доски с именами строителей. Опоры моста и спуск к воде облицованы гранитом.
В 1910-х годах через мост пустили трамвай. В 1932 году булыжную мостовую на проезжей части постоянных пролётных строений заменили на диабазовую мозаику. В 1962 году диабаз на проезжей части и плиты на тротуарах были заменены на асфальтобетон.
С момента постройки моста в основном производились работы по текущему его содержанию. Первый ремонт был проведен в 1971 году. Затем, в первой половине 1980-х, когда на набережных создавали транспортную развязку, капитально отремонтировали и разводной пролет моста.
В 1993–97 годах проходила масштабная реконструкция разводного пролета и механизмов. При этом внешний вид, архитектура и габариты Большеохтинского моста полностью сохранились; восстановлена надпись «Мост императора Петра Великого».
В 2005 году на мосту прекращено трамвайное движение. В 2010 году сняты трамвайные рельсы.
(По материалам открытых источников)
[...]Фильм снимался как учебная работа ВГИК по курсу «Кинокомпозиция», и я из-за нехватки времени решил начерно смонтировать отснятый материал и показать его в институте.
Николай Шерман, кинооператор, Источник
Сидя за монтажным столом, я увидел, что может получиться небольшая кинозарисовка о мосте — труженике, мосте, связующем не только берега, но и человеческие судьбы. Использовав джазовую музыку из своей коллекции долгоиграющих пластинок в сочетании с «Air» J.S.Bach в интерпретации известной группы «Swingle Singers», я смонтировал восьмиминутный фильм, который назвал «Мост».
B то время я был страстным поклонником голландского кинодокументалиста Йориса Ивенса. Его фильм «Сена встречает Париж» показывался в кинотеатрах Ленинграда и произвёл на меня большое впечатление. В биографии Ивенса, изданной в СССР, я увидел кадры одного из первых его фильмов — «The Bridge» («Мост»), которые вызывали ассоциации с конструкцией Большеохтинского моста и которые в какой-то степени послужили толчком для создания моего фильма.[...]