БОРЬБА ЗА КИЕВ

Полнометражный фильм, 1935 год

БОРЬБА ЗА КИЕВ (1935)
Фильм:
БОРЬБА ЗА КИЕВ
(год выпуска – 1935)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(8 частей)

Правообладатель:
"Общественное достояние"

Категории:
авиация, армия, Вооружённые силы, город, кино, парад

Ссылка на РГАКФД (4402)

О фильме

Фото: «Маневры РККА. Киев, 1935 год». Источник фото: МАММ / МДФ.

Манёвры проводились 12 — 17 сентября 1935 года в районе городов Бердичев, Сквира, Киев. В них участвовали: 65 тыс. человек, свыше 1 000 танков, 600 самолётов, 300 орудий и другая военная техника. Условные боевые действия развертывались на фронте свыше 200 км и в глубину до 250 км. За действиями войск наблюдали представители армий Франции, Италии и Чехословакии. В ходе манёвров отрабатывались наступательные действия: «3-я армия синих» (И. Н. Дубовой), наступая с запада, должна была сломить сопротивление «5-й армии красных» (С. А. Туровский) и овладеть Киевом.

На странице предствален фрагмаент из фильма (хронометраж: 00:05:29)

Вошли кадры:

 1 часть. Виды города Киева, реки Днепр. Встреча К. Е. Ворошилова, С. М. Буденного на железнодорожном вокзале города Киева. Присутствуют: Г. И. Петровский, П. П. Постышев, И. В. Косиор и другие. Движение танковых, кавалерийских, пехотных частей. Представители военных миссий Франции, Чехословакии, Италии. Командующие армиями "синих" и «красных»А. С. Бубнов и Туровский. Виды, пейзажи украинских сел. Жители приветствуют участников маневров.
2 часть. Наступление «синих». Бойцы на отдыхе, смотрят кинофильм «Чапаев». Присутствуют: К. Е. Ворошилов, П. П. Постышев, А. И. Егоров, П. П. Любченко.
3-4 части. Виды улиц, площадей города Киева. Движение транспорта, пешеходов. Дети в парке. «Воздушная» тревога. Осоавиахимовцы на постах: дегазация местности, тушение пожара. Авиация «синих» в воздухе. Парашютный десант.
Воздушный десант.
5 часть. Военный аэродром «синих». Приземление бомбардировщиков. Движение танков, бронепоезда, броневиков. Боевые действия «синих» и «красных».
6 часть. Боевые действия «красных» и «синих». Контрнаступление «красных». Переправа танков по понтонному мосту, вброд. Движение кавалерии, пехоты. Присутствуют: К. Е. Ворошилов, И. Э. Якир.
Киевские маневры. 1935 год. Автор: М. Марков-Гринберг. Источник: МАММ / МДФ.
7 часть. Горнист дает сигнал отбоя маневров. Участники маневров в бане, душе, приводят в порядок обмундирование, играют в бильярд, пишут письма, танцуют, беседуют с местными жителями. Военный парад в честь окончания маневров. Выступает — К. Е. Ворошилов. Присутствуют: А. И. Егоров, И. Э. Якир, И. В. Косиор, П. П. Постышев, П. П. Любченко.
8 часть. Город Киев. Жители города приветствуют участников маневров. К. Е. Ворошилов проезжает в открытом автомобиле. Военный парад на площади города. Присутствуют: С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, И. В. Косиор.
Съемочная группа «Союзкинохроники» и «Союзтехфильма» на военных маневрах РККА. 1935 год. На фото операторы: М.Ф. Ошурков, А.А. Лебедев, С.А. Семёнов, начальник съёмочной базы Н. А. Рыбаков. Автор фото: Иван Шагин. Источник фото: МАММ / МДФ.


Производство : «Союзкинохроника» и «Союзтехфильм»

РежиссерыН. Кармазинский,  Л. Анци-ПоловскийС. БубрикП. Малахов    

ОператорыА. Лебедев, А. КричевскийМ. Ошурков, С. Гусев и другие операторы

Музоформитель Н. Бертран

Цитаты

[...]Ураганным огнем противотанковых орудий и пулеметов встретили «красных» шеренгу танков, пехоту и кавалерийские части «синих», пытающихся прорвать их линию защиты. Все моменты, как наступление частей них, так и подготовка к обороне частей «красных», должны были быть ностью зафиксированы на кинопленке.
Продвигаясь вперед вместе с частями, одновременно снимая наиболее интересные моменты и эпизоды, приходилось приспосабливаться к различным условиям местности (дать панораму боя) и показать бой со всех точек. Первый же день маневров явился для нас, кинооператоров, проверкой в ново для нас обстановке боевых операций. Ведь ни для кого не секрет, что война так или иначе будет. Разве может капиталистический мир спокойно наблюдать, как растет и цветет изо дня в день первое в мире социалистическое государство.
И к этому бою мы должны быть всегда готовы.
Обстановка маневров: форсированное продвижение частей, встречный бой, участие мотомехчастей и авиации — все это проходил в таком темпе, что нам, хроникерам с большим опытом съемок, приходилось «поторапливаться», — ведь задержка на несколько минут означала не снять (и не показать всей стране) того или иного интересного эпизода.
Основные качества кинооператора-хроникера: умение «монтажно мыслить» (время съемки одного плана должен быть ясен план не только следующего, но и всего эпизода), отобрать в быстро развивающемся действии наиболее яркие и интересные моменты, уметь рационально использовать арсенал технических средств (аппаратура, оптика, негативный материал и т. д.).[...]

Михаил Ошурков, кинооператор, Источник

[...] В районе маневров развернули целую сеть стационарных и подвижных врачебно-питательных пунктов Красного Креста, где бойцы и командиры могли не только получить медицинскую помощь, но и вымыться в бане, воспользоваться услугами парикмахера, получить горячий чай с галетами, где им не только стирали белье, но и подшивали к гимнастеркам свежие подворотнички! Только в пункте Гайсинского комитета Красного Креста (приданном 9-й кавалерийской дивизии) за время маневров были побриты до 2000 военнослужащих и до 9000 напоены чаем с галетами. В период напряженных и высокодинамичных «боевых действий» красноармейцы имели возможность совершать покупки в ларьках ЗВК – закрытых военных кооперативов (по воспоминаниям участников Великой Отечественной, приезд в расположение фронтовой части магазина Военторга был невероятно редким, практически невозможным явлением).[...]

Андрей Смирнов, Источник