Источник фото: МАММ / МДФ. Автор фото: Игорь Гневашев.
Драматическая история страны от 20-х до 60-х годов прошлого века, рассказанная через судьбы семи различных женщин. Фильм не вышел на экраны, "осуждённый" за мрачную трагичность по мнению советских функционеров.
Сразу – с первых кадров:
Это фильм о самоотверженности и жизни, о жизни, которая побеждает, о замечательных сестрах Леси Украинки.
В фильме начинает рассказ коммунистка из Краматорска ЕЛИЗАВЕТА МАРАПУЛЕЦ.
Этот рассказ продолжает кинохроника 20-х годов из фильмов Дзиги Вертова.
Вы увидите и услышите бывшую танкистку, участницу боёв за Киев МАРИЮ ЛОГУНОВУ.
О комсомолке, председателе колхоза Шуре Кириченко рассказывает её подруга, секретарь колхозной
парторганизации на Тернопольщине МАРИЯ МОЛОДЫК.В фильме сняты: студентка Львовской консерватории ЛЮБОВЬ ЧАЙКОВСКАЯ, депутат Верховного Совета республики, доярка НИНА СРИБНАЯ, астрономы Киевской обсерватории, работницы железнодорожного узла Красного Лимана и многие другие женщины Украины.
Поёт академическая капелла "Думка"; стихи Леси Украинки читает Светлана Коркошко.
Производство: Укркинохроника
Автор сценария А. Михалевич
Режиссёр Р. Сергиенко
Оператор Э. Тимлин
Композитор В. Губа
Звукооператоры: И. Ренков, Г. Скурский
Редактор А. Крахмальный
Директор картины Р. Сырцов
В 1999 году Роллан Сергиенко на Украинской студии хроникально-документальных фильмов снял документальный фильм «Второе объяснение в любви». Режиссер возвращается к героям фильма «Объяснение в любви» через 33 года. Фильм был тепло встречен зрителями, однако, кроме киевского Дома кино и Московского кинотеатра «Дом Ханжонкова», нигде так и не был показан.
– …Минутку подождите… Да нет, я не придумываю, просто я запнулась на одном слове… Мой труд не пропал зря – народ оценил мою работу, и в 1963 году меня избрали депутатом Верховного Совета Украинской Республики…
Нина Срибная-Бабенко (из интервью героини фильма)
(Съёмки 1999 года):
– Да, это я – я себя узнала. Это вы меня на сессии фотографировали?.. А после сессии уже сколько прошло? Боже!.. Мне уже шестьдесят, а вы фотографировали… в восемнадцать?..
Ой, если сравнивать те года с сегодняшними, – то ничего к лучшему не изменилось. Раньше как было? Я работала, коров доила, зарплату постоянно получала, всё, что надо, было, могла купить. Вышла замуж, дети выросли. В колхозе хлеб хорошо производили. А теперь там нет горючего – меньше сеют, меньше производят. Проработал, к примеру, сын год, заработал три центнера хлеба плюс немного ячменя, пшеницы… Пенсионерам – по полцентнера проса. Вот и живи. А надо бы, чтобы как работаешь – так и получаешь, чтобы не стыдно было перед внуками, которые просят что-то купить, а я не могу дать – пенсии уже по многу месяцев не дают.
Или – вот горе: надо ехать в больницу – надо нанимать машину.
Плати! Да, уж заплатил бы – так бензину негде взять, а в больницу надо!
Вот это горе!
Вы знаете, слава Богу, рожь уже не молотим цепами, но, видимо, скоро будем цепами молотить. Вот так и живём. Хорошо ещё – коровка, молоко своё есть. Но время такое, что скоро уже и корову не будем держать…[...]
– Война есть война. Война требует жертв. Мой последний бой – за район Дарницы. В том бою был подбит наш танк немецкой противотанковой пушкой. Танк загорелся, командир приказал: «Спасайся, кто как может!» Я открыла люк, но что было дальше, не помню. Я очнулась в госпитале, где узнала, что у меня уже нет обеих ног…
Мария Логунова (из интервью героини фильма)
Мне было очень морально тяжело.
Я смотрела на других женщин, что они живут семьями, имеют мужей, имеют детей.
Он мне сделал предложение, хоть у него не было одной руки: «На двоих две ноги, на двоих три руки – проживём!» В настоящий момент имеем двоих сыновей: один учится в техникуме, второй перешёл в пятый класс.
(На съёмке 1966 года – Мария с мужем и двумя детьми купаются в море.)
[...]В кинематографе, мне кажется, более всего возможностей заглянуть в глубину человеческого характера во всей его внешней непоследовательности, отдельными прикосновениями почувствовать логику человеческого мышления, прежде всего потому, что кинематограф умеет наблюдать. И, очевидно, документальный более, чем игровой. Насколько бы ни была реалистичной игра актёров в художественном кино, актёр в заданной ситуации всегда играет одно какое-нибудь чувство или переход из одного в другое. Но если просто смотреть на человеческое лицо, руки, манеру ходить, говорить, какую массу внутренних движений, какую склонность и хаотичность можно увидеть. Хаотичность, конечно, внешнюю. Всё имеет свою основу. Именно поэтому я и думаю,
Лилия Огиенко (рецензия на фильм), Источник
что документальное кино умеет наблюдать более, чем игровое. Настоящее документальное кино, а к нему можно со всей ответственностью отнести «Объяснение в любви», волнует и заставляет думать так же, как живое столкновение с чем-либо в жизни.[...]
[...]10 лет назад я случайно встретил на одной из киевских улиц бывшего редактора студии «Укркинохроника» Марию Костогрыз. Она радостно рассказала мне, что вместе со своей подругой и коллегой Еленой Завгородней они хотели бы организовать просмотр фильма «Объяснение в любви» в связи с 20-й годовщиной его создания. Просмотр так и не состоялся. Может быть, из-за Чернобыля, может быть, по какой-то другой причине. И вот прошло ещё 10 лет, за которые в мире произошли качественные изменения. Не стало Советского государства – СССР. Украина стала самостоятельной, если только можно быть саvостоятельным государством на этой земле! Уничтожена власть Коммунистической партии. Система тоталитаризма разрушилась. Теперь уже «Объяснению в любви» исполнилось не 20, а 30 лет.
Роллан Сергиенко, режиссер
И сегодня я уже сам хочу, чтобы состоялся просмотр этого фильма. Более того, я хочу снять новый фильм по следам первого – «Второе объяснение в любви». Для этого и пишу эти строчки. Но сначала короткая информация для не знакомых с тем первым фильмом. История была такова: известный в то время маститый публицист Александр Владимирович Михалевич, бывший редактор партийной газеты «Правда Украины» ЦК КПУ, ощущающий необходимость новых идеологических изменений в обществе для сохранения его коммунистических позиций, написал сценарий по заказу идеологического отдела ЦК «Женщины Украины». Так назывался вначале этот мой фильм.[...]