Фильм:
На стройках Москвы
(год выпуска – 1951)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(4 части, хронометраж – 00:33:15)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
город, строительство

Ссылка на РГАКФД (7280)

О фильме

В документальном фильме показано начало работ по реконструкции столицы в соответствии с  Генеральным планом реконструкции Москвы на 1951-1960 гг.

Вошли кадры: виды г. Москвы, здания Государственного Академического Большого тетра и театра Советской Армии, библиотеки им. Ленина, памятники, мосты, канал им. Москвы, Ботанический сад, движение транспорта по улицам города. Строительство МГУ, метрополитена, новых домов, заводов; благоустройство улиц.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Автор сценарного плана и текста Т. Тэсс

Режиссер Г. Бобров

ОператорыД. Каспий, В. Ходяков

Звукооператор Д. Овсяников

Текст читает Л. Хмара

Редактор Ю. Смирнитский

Консультант Г. Дукельский

Директор картины Н. Брюханенко


СПРАВКА

В 1923 году был издан проект «Большой Москвы» — первый советский план реконструкции Москвы, выполненный под руководством архитекторов И. В. Жолтовского и А. В. Щусева.

В 1931 году советские архитекторы начали проектирование масштабного плана реконструкции старой Москвы, основными разработчиками которого выступили архитекторы В. Н. Семёнов и С. Е. Чернышёв. План превращения старой Москвы в новую, получивший название «Сталинская Москва», в 1935 году был утвержден и требовал сохранить исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку города.

Основные положения Генплана:

  1. Общее население Москвы не должно быть более 5 млн. человек, что дает возможность полного и качественного обслуживания каждого проживающего в столице трудящегося.
  2. Перепланировать старые мелкие кварталы и строить вместо них крупные с большими комфортными домами и отказаться от переулков и улочек. По плану полагалось строить дома высотностью не ниже 6 этажей, а на проспектах и крупных магистралей дома должны быть ещё более высотные 7-10 и выше этажей.
  3. Структура столицы должна оставаться радиально-кольцевой и от этой структуры должны выстраиваться системы улиц, магистралей, а также принцип схемы будущего Метрополитена, также должен быть радиально-кольцевой.

Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года считается  самым радикальным, когда безжалостно сносили памятники архитектуры. В мае 1935 года вступила в строй первая линия метрополитена, в 1937 г. — канал им. Москвы, который способствовал не только улучшению системы водоснабжения города, но и сделавший Москву крупным речным портом.

В связи с началом Великой Отечественной войны первый Генплан 1935 года был реализован не в полном объеме.

В 1951 г. создан Институт Генерального плана г. Москвы (с 1966 г. НИиПИ Генплана), который разработал десятилетний план реконструкции города. 

В 1953 году в соответствии принятому в 1951г. Генеральному плану реконструкции столицы Москва расширяет свои границы. Успели появиться новые районы и микрорайоны в Измайлове и на Песчаных улицах, на Юго-Западе в Новых Черемушках. В этот период еще продолжается строительство важнейших объектов Генплана — МГУ им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах, высотного здания МИД на Смоленской площади, завода «Компрессор». 

В 1960 году были приняты новые границы города: к Москве были присоединены новые территории — Измайлово, Перово-Кусково, Новинки-Нагатино, Текстильщики, Люблино, Коломенское-Ленино, Верхние и Нижние Котлы, Черемушки, Матвеевское-Тропарево, Ленинские горы, Фили-Мазилово, Кунцево, Хорошево-Мневники, Тушино, Медведково и др.

________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе сайта: www.stroi.mos.ru, www.moscowchronology.ru.