Поздний восход

Короткометражный фильм, 1990 год

Фильм:
Поздний восход
(год выпуска – 1990)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(2 части, хронометраж – 00:19:29)

Категории:
город, живопись, литература, общество

Ссылка на РГАКФД (33277)

О фильме

Фильм о художнике-примитивисте Иване Никифорове (1897-1971), который после тяжёлой физической травмы остался инвалидом, а в возрасте 63 лет начал рисовать. В преклонные годы И.Н. Никифоровым были созданы рукописные романы «НЭП»,  «Фальшивомонетчики»,  «Снадобье профессора».

Съемки проходили в  Пушкино Московской области. 

ПРОИЗВОДСТВО Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества, Студия неигрового кино

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Автор сценария и режиссёр В. Орехов

Операторы: Ю. Варварин, С. Стариков

Звукооператор В. Брус

Редактор Е. Болдырева

Музоформитель Л. Климова

Директор картины Е. Громова

Цитаты

[...]Каждая картинка у Никифорова – это чудо остановившегося мгновения, когда ее обитатели застигнуты за своими делами как бы врасплох. При этом множество тонко подмеченных и любовно выписанных деталей (кошка играет с мышкой, бабы из-за гриба дерутся и т.д.) создают
при разглядывании неповторимое зрелищное наслаждение. В то же время Никифоров – мастер массовых сцен, большой разношерстной толпы, базаров, хороводов, народных гуляний, создающих на листах чудесные ковровые композиции в ярком колорите. Пленительна раскованность никифоровского письма.
Для автора не существует ничего невозможного. Не зная законов композиции и цвета, он не скован никаким живописным опытом, кроме своей художественной интуиции, и нарушения этих законов воспринимаются порой открытиями. Иван Михайлович, например, свободно обращается с перспективой, пространством, развертывая его плоскости в любом ему удобном виде. И это не вызывает протеста, ибо обнаруживается тут поразительная художественная завершенность его работ, в основе которой – идеальное чувство пластики и ритма. Анализ произведений Никифорова убеждает в том, что в основе их лежат общие принципы построения любого художественного произведения. И это поднимает его творчество до уровня высокого искусства.[...]

В. Орехов, режиссер, Источник

Ставит точку старый карандаш
На обрезанном куске обоев,
Подоконник – пыльный «вернисаж»…
Только бы часы не дали сбоя.
Ходики размеренно «тик – так»
Произносят, завлекая ухо.
Жаль, рука дрожит, но то – пустяк,
Не сломит недуг мужского духа.
Контуры… Пускайтесь, бабы, в пляс
В пёстрых юбках, ярких сарафанах!
Буквы знаю – напишу про вас
С удалью, хотя не без изъяна.
Жизнь дала мне палку и костыль,
А душой пляшу по – молодецки.
В памяти кружится небыль – быль,
Взгляд живёт во всём проворно – детский.
Раскрываю бабочке ладонь,
Чтобы вместе с ней дрожать крылами,
Любоваться, как гарцует конь,
Шаркая с ним рядышком ногами.
В луже тонет молчаливо свет,
Белизну стволов макая в грязи…
Люди, я пошлю вам свой привет,
Чтобы красоты не рвались связи.

Стихи Елены Куракиной