Пропагандистский игровой оборонный фильм. В основу фильма легли документальные кадры, снятые операторами «Союзкинохроники» во время проведения военных манёвров. В фильме показана готовность Красной Армии дать отпор любому врагу в предстоящей войне.
Производство: Главное управление кинематографии кино-студия «Мосфильм»
Авторы сценарного плана: Ефим Дзиган, Михаил Светлов и Георгий Березко
Режиссёр-постановщик Ефим Дзиган
Текст песен Василий Лебедев-Кумач
Композиторы: Дмитрий Покрасс и Даниил Покрасс;
Режиссеры: Лазарь Анци-Половский («Лентехфильм»), Георгий Березко («Мосфильм»), Николай Кармазинский («Союзкинохроника»)
Оператор: Евгений Ефимов («Союзкинохроника»)
Ассистент оператора Н. Большаков
Монтажер В. Обдиркина
Звукооператор: В. Лещев
Звукооформление Е. Кашкевич
Художник М. Тиунов
Директор фильма Е. Сергеев
В ролях:
Инна Фёдорова — жена командира
Всеволод Санаев — десантник (в титрах не указан)
Серафим Козьминский — командир авиабригады
[...]Фашисты объявляют войну. На защиту социалистического отечества поднимается весь советский народ от мала до велика. Идёт запись добровольцев на предприятиях. Под боевые знамёна становятся миллионы патриотов. Из далёкого Узбекистана, из солнечной Грузии, с Кубани и Дона, с Терека и Урала, с полей Украины и заводов Донбасса направляются к границе эшелоны героических защитников Родины. На передовые позиции прибывает маршал Советского Союза товарищ Ворошилов. Он произносит речь, проникающую в сердце каждого бойца. Получен приказ: прорвать фронт противника и разгромить врага на его собственной территории. Начинается генеральное сражение. Танки преодолевают заграждения фашистов, давят их орудия. Советские воздушные силы проникают в тыл противника, сбрасывают парашютный десант. Силы десанта преграждают путь вражеским резервам. С возгласами «За советскую Родину!», с мощным «ура!» наши бойцы бросаются а атаку.[...]
Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Том II. 1961, Источник
Появление серии советских «оборонно-наступательных» фильмов было связано не только с установлением в Германии (начиная с 1933 года) агрессивного нацистского режима, но и с внутренними переменами в СССР.
Евгений Марголит, Источник
В течение считанных лет после торжественного принятия (1936) Конституции СССР состоялась бесспорная победа Сталина над своими внутренними реальными и мнимыми политическими противниками (крестьянами-«единоличниками», оппозиционерами, военной верхушкой, «гнилой интеллигенцией»). Советский строй официально потерял черты переходной фазы на пути к мировой революции, и стал неким подобием «социалистического канона».
При этом антитезой этому сталинскому канону стало «враждебное капиталистическое окружение», а государственная граница превратилась в символ «преграды между двумя не просто антагонистичными, но именно антитетичными мирами... Враждебный мир-антитеза выстраивается на советском экране как перевернутый двойник мира идеального. Если советская действительность — мир вечного праздника и вечного солнечного дня, то враждебный мир — это мир вечной ночи, мрачных подземелий, в полном соответствии с традиционными мифологическими конструкциями. С одной стороны, мир расцвета человеческой личности, сознательного подвига, великой советской демократии, с другой — мир солдатчины, казармы».[...]
[...]В фильме «Если завтра война…» (1938) маршал Ворошилов выступает с зажигательной речью, полностью отражающей официальную военную доктрину СССР: «Рабоче-крестьянская Красная Армия – это только передовой отряд нашего доблестного народа. Он первый должен принять удар на себя, но за нами стоят миллионы и миллионы нашего народа! Неоднократные наши заявления о том, что навязанная нам война будет происходить не на нашей Советской земле, а на территории тех, кто осмелится первый поднять меч. Это заявление остается постоянным, неизменным, оно в силе на сегодняшний день. Товарищи, эти наши слова были бы пустым потрясением эфира, если бы за ними не стояла действительная сила Рабоче-крестьянской Красной Армии и нашего могущественного, великого Советского народа!».[...]
Из статьи: Виртуальная война на экране: герменевтический анализ советских военно-утопических фильмов второй половины 1930-х годов на занятиях в студенческой аудитории, Источник