Фильм:
Турксиб («Стальной путь»)
(год выпуска – 1929)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(8 частей)

Категории:
география, история, сельское хозяйство, транспорт, труд

Ссылка на РГАКФД (3960)

О фильме

Фото: "Даешь Турксиб 1929 г.". Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 19602971 (ШМЗ-ОФ 37185/25).

«Турксиб» стал выдающимся произведением советского документального кино в силу самой логики исторического процесса развития киноискусства 20-х годов, подготовившего его появление»

(А. Качура)[1]

На старнице представлена английская версия фильма (хрономераж — 01:14:49). Картина была отреставрирована и выпущена Британским институтом кино в 2011 году с саундтреком, написанным Гаем Бартеллом из британской группы Bronnt Industries Kapital. Фильм входит в список пятидесяти самых выдающихся документальных фильмов XX века.

В фильм вошли кадры: пейзажи Средней Азии; флора, фауна, пустыни; есчаная буря; караваны верблюдов, санные обозы; хлопковые поля; уборка урожая; оросительные системы; древние могильники; аулы; быт жителей разного пола, возраста, в т. ч. казахов; г. Алма-Ата; строительство железнодорожной магистрали "Турксиб"; отдельные участки железной дороги.

ПРОИЗВОДСТВО: Киностудия «Востоккино»

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Авторы сценария: Е. Арон, А. Мачерет, В. Турин, В. Шкловский

Режиссер В. А. Турин  

Операторы: Е. И. Славинский, Б. В. Франциссон   

____________________________________
1.  Из сборника «Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино» (М., «Искусство», 1987; стр. 82).

Цитаты

[...]Значение фильма режиссёра и сценариста В. Турина «Турксиб» («Стальной путь»), вышедшего на экраны страны 15 октября 1929 года, его роль и место в истории советского кино определились давно и прочно. Фильм заслуженно получил высокую оценку современников – кинематографистов, критиков, историков кино, общественных деятелей. Годы подтвердили её правомерность: в более чем пятидесятилетней временной перспективе фильм обнаруживал всё большее резонов считаться произведением уникальным, новаторским, как по своему жизненному материалу, так и по совершенству своей кинематографической формы, и в то же время сохранившим глубокую преемственность по отношению к основным течениям и тенденциям документального и игрового кино, наметившимся к 1929 году – десятому году существования советской кинематографии.
Что и говорить, заманчиво рассмотреть успех «Турксиба» прежде всего в контексте личностных качеств его автора, попытаться найти возможные предпосылки этого успеха в особенностях индивидуальности В Турина, в характерных изломах его творческого пути. Однако сделать это на основании имеющихся в нашей кинолитературе данных – увы! – задача едва ли выполнимая: слишком мало мы знаем о жизни Турина, о его отношениях с товарищами по цеху кинематографии и просто близкими ему современниками, даже с соавторами по «Турксибу», которыми были не кто-нибудь, а люди, чьи имена составили целую эпоху в советском кино: А. Мачерет, В. Шкловский, Е. Арон, Е. Славинский, Б. Франциссон.[...]

А. Качура, Источник

В истории кино Виктор Турин остался автором одной картины. Точнее говоря, осталась картина — «Турксиб», а режиссер оказался как бы сбоку, как бы ни при чем, как бы по чистой производственной случайности. Не без значения здесь, наверно, и то, что рождение «Турксиба» сопровождалось каким-то забытым ныне, но яростным конфликтом внутри группы авторов, и сегодня одни справочники утверждают, что авторами сценария были Виктор Шкловский и Александр Мачерет, Виктор Турин и Ефим Арон, другие — что сценарий и режиссуру поделили между собой поровну Турин с Ароном, третьи, в том числе и эталонная госфильмофондовская копия картины,— что все принадлежало одному Турину, а Арон был лишь вторым режиссером, если не ассистентом.
Впрочем, для истории это, видимо, и несущественно — история знает немало примеров, когда из всего творчества значительным оказывается одно-единственное произведение, все остальное в лучшем случае лишь заготовки к нему, а то и просто компрометирует упомянутый шедевр, так что куда удобнее оставить его в тени или если и упомянуть, то сквозь зубы.[...]

Мирон Черненко, киновед, Источник

«Наибольшим пороком большинства заснятых до настоящего времени культурфильм являлось отсутствие точного учета темы. Получается утомительный разнобой склеенных кусков, связанных между собой только механически... При таком положении вещей самые яркие факты бледнели на экране, становились неинтересными и не доходили до зрителя... Необходимо с самого начала отнестись к работе по съемкам «Турксиба» не как к культурфильме в общепринятом значении этого унылого слова, но как к неигровой картине, требующей отнюдь не меньшего внимания, чем художественные картины. Если это будет выполнено, то есть все основания считать, что на материале турксибстроя можно будет сделать не только полезную и культурную, но также занимательную и волнующую картину».

Виктор Турин, режиссер, Источник