Трофеи великих битв (выставка образцов трофейного военного вооружения)

Короткометражный фильм, 1943 год

Фильм:
Трофеи великих битв (выставка образцов трофейного военного вооружения)
(год выпуска – 1943)

Тип фильма:
Короткометражный фильм
(хронометраж – 00:11:20)

Правообладатель:
Общественное достояние

Категории:
авиация, армия, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, оружие

Ссылка на РГАКФД (9691)

О фильме

Открытие выставки трофейного вооружения, захваченного у немцев в 1941-1943 годах, в Парке культуры и отдыха им. Горького в Москве[1].

Фильм снят по трёхцветному методу, разработанному советскими инженерами (ранее цветные фильмы в СССР выпускались только двухцветным методом)[2].

ПРОИЗВОДСТВО: Мосфильм

Цветооператоры: Ф. Проворов, Г. Рейсгоф  

Автор текста В. Шкловский  

Текст читает Б. Чирков  

Музыкальное оформление Б. Вольский

Директор картины Б. Чижов

____________________________
1. Выставка образцов трофейного военного вооружения захваченных Красной армией в ходе Великой Отечественной войны проходила в ЦПКО имени Горького в период с 22 июня 1943 года по 1 октября 1948 года. За время её существования выставку посетили более 7,5 миллионов человек.
2. В Красногорском архиве хранится черно-белый вариант фильма «Трофеи великих битв» (2 части; учетный № в РГАКФД: 5067) — режиссер И. Посельский; операторы: И. Беляков, Р. Халушалов, А. Кричевский, М. Оцеп; асс. режиссера А. Кирюхина, звукооператор В. Нестеров; музыкальное оформление Д. Астраданцев; производство Центральной студии кинохроники.

Цитаты

[...]Это первый натурный фильм, сделанный по новому, трёхцветному методу, разработанному советскими инженерами. Раньше цветные фильмы у нас выпускались только методом двухцветки. Съемка картины «Трофеи великих битв» производилась одновременно на трех пленках. С полученных трех негативов печатались три специальные матрицы, которые затем окрашивались в синий, красный и желтый цвета. С окрашенных матриц изображения с помощью специальных, так называемых гидротипных машин, переносились на одну пленку. Весь процесс обработки цветного фильма производился в специально выстроенной на территории киностудии «Мосфильм» цветной лаборатории.
Аппаратура для съемок по трехцветному методу, cъемочный и цветной лабораторный процессы разработаны П. Мершиным, В. Фридманом, Ф. Проворовым и А. Иорданским. Снимали фильм цветооператоры студим «Мосфильм» Ф. Проворов и Г. Рейсгоф.[...]

Источник

[...]«Работа музеев обязана способствовать воспитанию людей, беспредельно преданных родине, готовых в любую минуту по зову партии и правительства стать за дело Ленина — Сталина, совершать подвиги беспримерного мужества и героизма в борьбе с фашистскими мракобесами, а если нужно, то и отдать за родину свою жизнь» — предписывало Директивное письмо Наркомпроса от 15 июля 1941 г. — первый «программный» ведомственный документ с начала войны, принятый в развитие указаний ЦК ВКП(б) и советского правительства о перестройке всей деятельности государственных учреждений и общественных организаций на военный лад.
Важнейшее направление государственной политики в гуманитарной сфере в 1941–1942 гг. было сосредоточено на обеспечении активного включения музеев в многообразную идейно-воспитательную работу. В упомянутом письме Наркомпроса была представлена развернутая программа деятельности советских музеев в военных условиях, декларативно обозначались ее формы и направления. В нем подчеркивалась необходимость создания стационарных и передвижных выставок о ходе Великой Отечественной войны, о героической борьбе советского народа на фронте и в тылу, о героях-земляках. Документ пошагово разъяснял, какими должны быть музейные экспозиции по идеологическому содержанию. Война должна была изначально восприниматься как Отечественная, причем в отрыве от предшествовавших событий 1939–1941 гг. Предложенная Наркомпросом (и разработанная НИИ краеведческой и музейной работы) концепция должна была стать основой деятельности подведомственных ему учреждений в годы войны и также быть «спущенной» в музеи регионального (краевого, областного и т. д.) подчинения.[...]

Ю. З. Кантор, Источник