Фильм:
Ладога
(год выпуска – 1942)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(5 частей, хронометраж – 00:43:21)

Правообладатель:
Фильм перешел в разряд "Общественное достояние"

Категории:
Великая Отечественная война, город, строительство, флот, флотилия

Ссылка на РГАКФД (9678)

О фильме

Фото: "Ладога. Лето 1942 года". Автор фото: Борис Кудояров. Источник фото: МАММ / МДФ.

Документальный фильм рассказывает о Ладожской военной трассе, действующей в навигацию 1942 года во время блокады Ленинграда.

Вошли кадры: Ладожская военная трасса. Строительство подводного трубопровода. Строительство Осиновецкого порта (западный берег озера) для приема продовольственных и воинских грузов. Бухта Гольсмана. Порт Кабона (восточный берег озера). Порт Гостинополье (на реке Волхов). Начальник управления перевозок Ленинградского фронта генерал-майор А.М. Шилов. Работа женщин на Ладоге. Командир роты угольного ботальона Роза Михайлова. Погрузка угольных барж. Зенитчики на Ладоге. Моряки Ладожской флотилии охраняют идущие грузы. Доставка продовольствия, боеприпасов, эвакуация населения из г. Ленинграда. Отправка промышленных и транспортных грузов (машин и станков) Ленинградских заводов в тыл. Отправка  в тыл паровозов, вагонов и подвижной состав на специальных паромах. Работа порта в ночное время. Шторм на озере. Работа подводников. Волховстрой. Железнодорожный узел. Бои 22 октября 1942 года. Командующий Ладожской военной флотилией капитан 1-го ранга В.С. Чероков. Командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц осматривает трофеи, захваченные в ходе боя с немецко-фашистским десантом 22 октября. Производственные цеха оборонного завода в Ленинграде. Вручение правительственных наград рабочим и бойцам фронтовой трассы. Военный Совет Ленинградского фронта — тов. Жданов, генерал-полковник Говоров, генерал-майор Шпиков, генерал-майор Кузнецов, тов. Соловьев.  

ПРОИЗВОДСТВО: Ленинградская объединенноая студия кинохроники

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА

Сценарий фильма и монтаж режиссеров: П. Паллей, В. Соловцев, Г. Трофимов  

Главные операторы: П. Паллей, Г. Трофимов

Операторы: В. ГордановН. ДолговА. Климов, В. Короткин, А. Погорелый, В. Синицын, В. Страдин, С. Фомин  

МузоформителиД. Астраданцев, Ю. Кочуров

Звукооператоры: Б. Картавенко, К. Познышев, В. Котов  

Ассистенты по монтажу: М. Белова, А. Сецко


СПРАВКА

С 22 ноября 1941 г. в городе начался голод. Хлебный паек рабочих сократился до 250 граммов. Служащие (15% блокадников), дети (20%) и иждивенцы (31%) получали по 125 граммов хлеба. В нем было мало муки и много примесей (жмых, отруби, обойная пыль, пищевая целлюлоза). Однако даже такой хлеб был единственным продуктом, выдаваемым почти регулярно, за исключением третьей декады декабря. Карточные нормы белка снизились до 40–10 граммов в сутки вместо 100–160 граммов, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности и трудовой активности. Продукты, содержавшие животный белок, практически не выдавались. Калорийность пищи блокадников теоретически соответствовала 707 ккал в сутки для рабочих (при норме 3500–4500 ккал), 473 ккал в сутки для служащих (при норме 3000–3200 ккал), 405 ккал в сутки для иждивенцев (при норме 2500–3000 ккал).

Низкокалорийное добавочное питание и котловое довольствие на оборонных предприятиях и в организациях не могло компенсировать энергетических затрат, которые значительно возросли в связи с трудоемкими оборонительными и спасательными работами, ненормированным рабочим днем, отсутствием городского транспорта, отопления, водопроводной воды. Обеспечение ежедневного быта требовало значительных физических усилий с дополнительными энергетическими затратами. Последующие прибавки хлеба происходили в основном за счет увеличения примесей.<...>

Истощение от голода стало причиной массовой смертности блокадников в 1941–1942 гг. В период первой блокадной зимы причиной смерти многих было переохлаждение организма. На фоне гипотермии, связанной со снижением теплопродукции, люди замерзали и умирали на улицах. Непосредственными причинами смерти для многих истощенных людей были пневмония и заболевания желудочно-кишечного тракта. Эти заболевания усиливали тяжесть алиментарной дистрофии и ускоряли летальный исход. Наиболее высокая смертность была характерна для детей до четырех лет и от семи до десяти лет.<...>

По указанию ГКО была создана военно-транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру и связавшая с сентября 1941 по март 1943 г. осажденный город с Большой землей. Эту артерию, имевшую стратегическое значение, по праву назвали Дорогой жизни. В навигацию перевозки по ней производили Ладожская военная флотилия и Северо-Западное речное пароходство, а в период ледостава — автомобильный и конный транспорт. По военно-автомобильной дороге только зимой 1941–1942 гг. было доставлено более 360 тыс. тонн грузов, а из города вывезены около 550 тыс. человек, около 3,7 тыс. вагонов оборудования, культурных ценностей и другого имущества.

(Источник: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941–1945 ГОДОВ. Том первый (издание Минобороны России в 12-ти томах; 2015 год. С. 296-316) 

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число — 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

______________________________
Материал подготовлен на основе инфомации из открытых источников.

Цитаты

[...]Как ни велико было значение авиации для поддержания жизненно важной связи Ленинграда с Большой землей, для всех было очевидным, что решение задачи снабжения такого большого города силами одного только воздушного транспорта невозможно, что авиация могла, при всех условиях играть лишь вспомогательную, а не главную роль.
По-настоящему решать задачу коммуникаций должна была Ладога. На нее, на путь через озеро возлагались основные надежды, здесь и были предприняты главные усилия.
Ладожское озеро, первое по величине в Европе и одно из крупнейших в мире, вместе с озерами Сайма, Онежским, Ильмень и Псковско-Чудским составляет систему великих озер в Европе.[...]
Площадь Ладожского озера составляет более 18 тыс. кв. км. Его наибольшая длина 219 км, средняя ширина 83 км. Запас воды в озере исчисляется 908 куб. км. Наибольшая глубина в северной части озера достигает 230 м, средняя глубина всего озера — 51 м[...]
...командование Ленинградского фронта принимало все необходимые меры для спешнбго строительства портовых сооружений на западном берегу Ладоги, без чего невозможны были водные перевозки. В районе Осиновца закипела работа.[...]
В течение короткого времени бойцы строительных и саперных батальонов и ленинградские рабочие соорудили на западном берегу Ладоги пирсы, соединили их узкоколейкой с основной железнодорожной магистралью, выстроили различные склады, вырыли землянки. Из Ленинграда были переправлены краны, транспортеры, мотовозы и другое оборудование. Всего к концу сентября 1941 г. в Осиновце было построено 2 причала с глубинами на подходах 2.5 м, в гавани Гольсмана — 2 причала с глубинами 2,5 и 1,7 м и в бухте Морье — одна дамба с глубинами до 2 м[...]

Ковальчук В.М., Источник