Фильм:
Победа за нами! Боевой киносборник № 5
(год выпуска – 1941)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:51:58)

Правообладатель:
Общественное достояние

Категории:
авиация, Великая Отечественная война, военнопленные, война, Вторая мировая война, город, международные связи, промышленность, театр, транспорт

Ссылка на РГАКФД (14050)

О фильме

Фото: "После авианалёта немецко-фашистской авиации горят доки лондонского порта. 07 сентября 1940 года". Фото: «Общественное достояние».

Боевой киносборник № 5 — выпуск Комитета по делам кинематографии при СНК СССР; единственный киносборник, созданный на хроникально-документальном материале. Всего в период 1941-1942 гг. было выпущено 12 киносборников, 11 из которых — игровые. 

1-й сюжет: Лондон на сдается! Киноочерк смонтирован на киностудии «Мосфильм» из английской хроники.

Вошли кадры хроники: бомбардировка города немецкими бомбардировщиками; аэростаты в воздухе; разрушения в городе; английские истребители в воздухе; население в убежищах во время налета; виды зданий, улиц города, порта, рынка, магазинов; занятия в школе; репетиция в театре; производственные процессы на предприятиях; здание парламента; уличное движение.

Режиссер Пера Аташева    

Автор текста Борис Агапов  

Текст читает В. Яхонтов  

2-й сюжет: Наша Москва (вошли съемки периода июля-августа 1941 года). Посвящен героическим зенитчикам Москвы, защищавшим столицу от воздушных атак врага.

Вошли кадры: Москва — вид на Московский Кремль, гостиницу «Москва» и здание Здание Совета труда и обороны (ныне Госдума), улицу Горького (ныне Тверская улица) — дом с балериной или «Дом под юбкой» (ныне дом № 17; построен в 1940 году; угловую башню дома украшала огромная статуя балерины работы скульптора Г.И. Мотовилова), площадь Охотного Ряда; люди читают сводки от Советского информбюро («Совинформбюро» было образовано 24 июня 1941 года при СНК СССР); люди покупают цветы на Пушкинской площади; вид зала станции метро «Маяковская» (открыта в сентябре 1938 года); вид на улицу Кузнецкий мост; один из ресторанов Москвы — посетители сидят за столиками, актриса Любовь Орлова читает газету «Известия» и пьет чай со спутницей; производственные процессы на военных заводах и промышленных предприятиях — работницы Трехгорной мануфактуры им. Ф. Э. Дзержинского у ткацких станов, производственная линия на молокозаводе; аэростаты над городом; зенитные батареи вокруг Москвы; аэродром под Москвой; штаб противоздушной обороны; воздушная тревога в городе — люди спускаются в укрытие; москвичи дежурят на крышах зданий (для борьбы с «зажигалками»); люди спускаются в убежище на станции метро «Маяковская»; зенитные батареи в районах Красной Пресни, Сокольников, Замоскворечья; дети собирают осколки боеприпасов на улицах города; воздушный бой над Москвой; утро в городе — летчик-истребитель Н. Г. Кухаренко (сбил в ночном бою два вражеских самолета) отдыхает после ночного полёта; останки сбитого вражеского самолета на Клязьме; разрушения в городе — театр им. Е. Б. Вахтангова (разрушен в ночь с 23 на 24 июля 1941 года), памятник Тимирязеву (пострадал от взрыва фугасной бомбы 5 августа 1941 года), здание детской поликлиники; городской транспорт на улицах Москвы; восстановителный работы на улицах города; вид на Московский Кремль со стороны Большого Каменного моста и Дом правительства (Дом на набережной); заключительные кадры — под патриотическую песню «Священная война», ставшую гимном защиты Отечества в период Великой Отечественной войны, войска уходят на фронт.

Производство: Центральная студия кинохроники

Автор сценария А. Каплер  

Режиссер М. Слуцкий   

Асс. режиссера К. Кулагина

Главный оператор И. Беляков   

Операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, К. Кутуб-Заде, О. Рейзман, В. Соловьев, В. Фроленко  

Композитор Ю. Милютин

Текст песни В.И. Лебедев-Кумач  

Музоформитель А. Ройтман

Художник И. Нижник

Звукооператоры: Д. Овсяников, М. Каплунский

Текст читает Ю. Левитан

Директора картины: Л. Кущинский, Р. Егоренков, П. Гуляев  

Цитаты

[...]Идея нового формата - сборников короткого метра - родилась сразу на двух студиях – на "Мосфильме" и "Ленфильме". Первая новелла "Чапаев с нами!" вышла уже через месяц после начала войны. С ноября 1941 года киносборники снимали в Алма-Ате, куда эвакуировались крупнейшие студии. Героями зачастую становились персонажи, уже завоевавшие успех у публики.
2 августа 1941 года на советские экраны выходит короткометражный фильм "Встреча с Максимом". Его главный герой - популярный персонаж 30-х годов - обращается к зрителям, убеждая их в необходимости отправиться на фронт. Этот формат кино, так называемый "конферанс", стал одним из самых действенных агитационных приемов. В первые дни войны в Госкино принимают срочное решение – в рекордные сроки снимать короткометражки на оборонные темы.
"Мосфильм", "Ленфильм", "Союздетфильм" - короткий метр снимали на всех киностудиях страны. Через две недели после начала войны уже было запущено в производство около полутора десятков картин разных жанров – от киноплакатов до новелл. Это превратилось в целый проект "Боевые киносборники", в котором приняли участие самые знаменитые режиссеры: Ромм, Козинцев, Трауберг, Кулешов. Даже Эйзенштейн оторвался от работы над "госзаказом №1" - фильмом "Иван Грозный". Сегодня о точном количестве короткометражек тех лет не знают даже историки кино. На данный момент доподлинно известно, что вышли на экраны 12 сборников. Остались лежать на полке еще 6.
"Эвакуировались из Москвы в Среднюю Азию, Алма-Ату, Ташкент, многое утрачено было, - рассказывает киновед и кинокритик Евгений Марголит. - Актеры были в разных местах, их нельзя было собрать вместе. Где-то фонограмму забыли, бывало и такое".
Авангардная комедия "Швейк готовится к бою", лирические "Лесные братья" и "Юные партизаны" - узнать о существовании этих фильмов в советское время было практически невозможно. Картины, не вышедшие на экран, запрещалось указывать в каталогах Госфильмофонда, а карточки с их исходными данными хранились в отдельных помещениях. Более 20 лет Госфильмонд совместно с Евгением Марголитом изучают этот вопрос. Ведь до сих пор нет ни одного фундаментального труда, посвященного "Боевым киносборникам".[...]

Источник