Фильм:
Сергей Есенин
(год выпуска – 1965)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(6 частей, хронометраж – 00:58:47)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
искусство, личность, музыка, Первая мировая, поэзия, природа

Ссылка на РГАКФД (21212)

О фильме

Фото: "Сергей Есенин читате стихи на митинге во время открытия памятника поэту Алексею Кольцову. Москва, 1918 год". Неизвестный автор. Источник фото: 

2020 год — 125-летие со дня рождения и 95-летие со дня гибели великого русского поэта Сергея Есенина (1895 — 1925).

Сергей Есенин. 1924 год. Автор фото: Моисей Наппельбаум.

Документальный фильм «Сергей Есенин» (черно-белый) был снят на ЦСДФ в 1965 году к 70-летию со дня рождения Сергея Есенина по сценарию известного литературоведа, исследователя жизни и творчества поэта — Юрия Прокушева и режиссёра Павла Русанова. В фильме показаны удивительные пейзажи средней полосы России, большинство из которых сняты кинооператором Николаем Шмаковым. В фильм вошла кинохроника периодов Первой мировой войны и Гражданской войны. За кадром звучат стихи Сергея Есенина в исполнении народного артиста РСФСР Алексея Консовского. В фильме звучит музыка известного композитора, народного артиста СССР Александра Холминова.

Оператор Николай Шмаков (слева) и режиссер-оператор Павел Русанов. Фильм: «Сергей Есенин». 1965 год. Фото из семейного архива.

В фильм вошли кадры:

Зимние, весенние, осенние пейзажи средней полосы России. Дневные и вечерние киносъемки. Пейзажи Черного моря и Кавказских гор. Село Константиново: .улицы, здания, окрестности села; сенокос; пастух со стадом. Москва: здание бывшей типографии Сытина, памятник поэту Алексею Кольцову[1].
Баку: минареты, фонтаны, дача в Мардакянах в окрестностях г. Баку. Памятник 26-ти бакинским комиссарам. Фотографии С. Есенина, членов его семьи, близких друзей за разные годы. Фотографии А. Дункан. Кинохроника; виды г. Москвы, движение гужевого транспорта, пешеходов. Хроника периода Первой мировой войны: проводы на фронт, раненые, лазареты, санитарный поезд, В. И. Ленин на открытии мемориальной доски "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (7 ноября 1918 года).
Хроника периода Гражданской войны: разрушения в промышленности, сельском хозяйстве, на железной дороге; разрушенные жилые здания; плачет ребенок.
1920-е годы: г. Москва; прохожие на улицах, у витрин магазинов, уличная торговля; беспризорные.
1930-е годы: движение самолета, автомобилей, пассажирского поезда, парохода; виды г. Парижа, Эйфелевой башни; виды г. Берлина; демонстрация моделей одежды; выступление джаз-оркестра; танцы публики в одном из кафе; публика на пляже. Нью-Йорк: здания, улицы; небоскребы; биржа, рокеры на бирже; А. Дункан танцует перед публикой.
Баку: улицы, здания, базар, чайхана; С. М. Киров.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Съемочная группа фильма «Сергей Есенин». 1965 год. На фото стоят (слева направо): П. Русанов, К. Садовников, Н. Шмаков, Б. Карпов; Г. Завьялов (сидит на фото). Источник фото: Музей кино.

Авторы сценария: Ю. Прокушев, П. Русанов  

Консультанты: Е. Есенина, А. Есенина

Режиссеры: П. Русанов, Б. Карпов  

Операторы: Н. Шмаков, П. Русанов

Текст из произведений С. Есенина 

Комментарий Ю. Прокушева

Текст читает А. Консовский 

Художники: В. Крестьянинов, В. Булдыкин

Оператаор комбинированных съемок А. Попова

Композитор А. Холминов

Музыкальное оформление: З. Алимова, А. Зорова

Звукооператор З. Уздин

Редактор В. Донская

Ассистент режиссера Б. Кананова

Ассистент оператора Г. Завьялов  

Дир. картины:  Э. Варейкис, Г. Ефимов

______________________________
1. Памятник (гипсовая скульптура) поэту Кольцову Алексею Васильевичу работы скульптора Сергея Сырейщикова был установлен 3 ноября 1918 года в Москве у Китайгородской стены. В начале 1919 года памятник был демонтирован и помещён в хранилище Первого пролетарского музея. Сырейщикову было поручено изготовить аналогичный памятник из более  долговечного материала. В марте того же года скульптор был вынужден приехать на похороны родственника в Воронеж, где заболел тифом и вскоре умер. Работа над памятником так и не была завершена. (Источник: www.yavarda.ru)

Награды

1966 — 2-й Всесоюзный кинофестиваль (Киев, 1966) (2-я премия среди документальных фильмов)

Цитаты

[...]В 1965 году исполнилось 70 лет со дня рождения известного русского поэта С.А. Есенина. К этой дате было приурочено создание полнометражного документального фильма «Сергей Есенин». Н.Т. Шмаков совместно с П.В. Русановым были операторами на этом фильме. Фильм задумывался как биографический, но строился на основе стихов поэта. Работа была трудная, но интересная. Съёмки происходили в Москве, Баку, на родине поэта – в селе Константиново под Рязанью, в Ленинграде, на Кавказе. В задачу операторов входило создание на основе стихов образа поэта, образа противоречивого и сложного.
В Баку снимался эпизод «Персидские мотивы». Нужно было создать романтический образ Персии. Для этого решили снять дворец Ширваншахов, находившийся в крепости. Съёмка происходила в режимное время. Были заказаны на Бакинской студии художественных фильмов «диги» и две передвижные электростанции.
Кинокамера «Дебри» стояла на крыше небольшой постройки. Подходило время съёмок, поставили свет, проверили электростанции – кажется, всё в порядке. И вот наступает режимное время, бегу узнать, в чём дело, почему не включают в назначенное время свет. Во дворе всё спокойно, осветители играют в нарды. По моей команде заработали движки, замигали «диги». Время идёт. Николай Трофимович снимает план-заготовку, чтобы в последующей работе второй экспозицией вставить в этот кадр луну. Съёмка кончилась. Подходим к бригадиру осветителей. Он говорит: «Ну, как прошло освоение?» «Какое освоение? – Отвечаем мы, – когда съёмка произведена?» На его лице недоумение – для них, работающих в художественном кино, просто непривычна такая быстрота в работе. [...]
Работа была кропотливая, порой казалось, что мы снимаем игровой фильм. Боль и страсть разгорелись перед съёмкой по стихам Есенина о чайхане:
«Улеглась моя былая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Сам чайханщик с круглыми плечами,
Чтобы славилась пред русским чайхана
Угощает меня красным чаем
Вместо крепкой водки и вина».
П. Русанов и Н. Шмаков три дня спорили, что снимать под эти стихи, как совместить романтизм с документальностью сегодняшнего дня. В Баку было найдено место съёмки этого эпизода. В парке под открытым небом стояли столики. Здесь была настоящая современная чайхана. Большой электрический самовар. Но одежда на статистах была старинной, как в начале века. Кто-то на втором плане курил «кальян». Весь эпизод снимали через «дёрганую сеточку». Так что снятые кадры запечатлели и романтическое настроение, и реальность происходившего.[...]
В каждом стихе поэта доносится до читателя его страстная любовь к Родине. Эту любовь нужно было донести до зрителя, показать с экрана. Образ природы, Родины слагался в фильме из кадра в кадр, начиная с эпиграфа к фильму: «Любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла».
Гармония стихов и изображения на экране шли от гармонии между человеком и природой. Образ единый, неразрывный. Добиться этого – вот к чему стремились авторы фильма.
Путь к этому лежал через наблюдения, слагался из опыта оператора и остроты его восприятия окружающего мира.
Нельзя объяснить, почему так хороша берёзка, почему до слёз трогает тысячу раз уже виденная картина заката. Можно сказать, что природа оказывает воздействие на человека. Вызываемое ею эстетическое чувство складывается из многих слагаемых.[...]

Георгий Завьялов, оператор, Источник