Гимнастерка и фрак

Полнометражный фильм, 1968 год

Фильм:
Гимнастерка и фрак
(год выпуска – 1968)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(7 частей)

Правообладатель:
РГАКФД

Категории:
город, государство, личность, международные отношения, общество, политика

Ссылка на РГАКФД (25166)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Фильм посвящен наркому иностранных дел СССР Г. В. Чичерину и первым советским дипломатам. В фильме использованы кинодокументы первого десятилетия после Великой Октябрьской революции, материалы Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, архива МИДа СССР, Центрального архива кинофотодокументов СССР, киноархивов ГДР, Англии, Франции; рукописи Г. В. Чичерина, блокнотные записи и заметки Джона Рида, Альберта Рис Вильямса, Эрнеста Хемингуэя.

В фильм вошли кадры:
Стоят работники Наркомата иностранных дел — К. Я. Бауман, Н. Н. Любимов, И. М. Майский и другие. Помощница Г. В. Чичерина — А. Нагель рассказывает о деятельности Г. В. Чичерина. Фотографии членов семьи Г. В. Чичерина. Имение отца — Василия Чичерина — в Тамбовской области. Г. В. Чичерин едет в поезде.
Управляющий делами СНК В. Д. Бонч-Бруевич садится в экипаж. Журналист из США Альберт Рис Вильямс стоит на улице Москвы.
Президент США Вудро Вильсон и другие на одной из международных конференций.
Руководитель компартии Германии К. Цеткин выступает на митинге в Берлине.
Внутренний вид помещения гостиницы "Метрополь" в Москве.
Работники Наркомата иностранных дел за рабочими столами — Л. Б. Красин, В. В. Воровский, Л. М. Карахан, М. И. Литвинов и другие.
Работник Наркоминдела С. Аралов рассказывает о Г. В. Чичерине.

Подписание советско-турецкого договора о дружбе и братстве 16 марта 1921 г. в Москве.

Моменты переговоров Г. В. Чичерина, других деятелей советского руководства с представителями Афганистана; Персии, Монголии, Турции (кадры хроники).
В. И. Ленин выступает на заседании II Конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Работник Наркомата иностранных дел И. М. Майский рассказывает о деятельности дипломатов в первые годы Советской власти.
Премьер-министр Великобритании Д. Ллойд-Джордж, прибывший на конференцию в г. Канны (Франция) в январе 1922 г. , выходит из автомобиля.

Г. В. Чичерин в Варшаве. Первый слева - советский полпред П. Л. Войков.

Моменты заседаний Генуэзской конференции 1922 года; фотографии участников конференции. Моменты советско-германских переговоров в г. Рапалло (Италия) в 1922 г.
Моменты заседаний Лозаннской конференции 1922 — 1923 г.г. , фотографии В. В. Воровского, убитого в Лозанне.
Моменты похорон В. В. Воровского в Москве. Фотографии дипломатов Т. Нетте, П. Л. Войкова, Г. В. Чичерин на похоронах В. И. Ленина. 
Фотографии Г. В. Чичерина; других работников Наркомата иностранных дел; представителей советского руководства.

Биография на сайте: Дом-музей Г.В.Чичерина


Во время работы над фильмом «Гимнастерка и фрак». Автор сценария С. Зенин,консультант по кинолетописи В. Листов, В. Лисакович и кинооператор А. Левитан. Москва 1967 г.

ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссёр: В. Лисакович

Авторы сценария: С.С. Зенин, А.Е. Новогрудский

Текст читаютЛеонид Хмара, Юрий Яковлев

ОператорАркадий Левитан

КомпозиторЛюдгард Гедравичус

Цитаты

О событиях, которые "потрясли мир" и начали новую эпоху, Г. В. Чичерин узнал в Брикстонской тюрьме. Но Родина помнила о нем. Находившийся в Смольном в дни работы II съезда Советов известный американский журналист и писатель Джон Рид 26 октября (8 ноября) 1917 г. сделал в своем блокноте запись: "Чичерина, интернированного в Англии, думают назначить министром иностранных дел". Эта запись Рида, обладавшего, по выражению Н. К. Крупской, "остротой зрения" и "понимавшего смысл событий", через некоторое время получила официальное подтверждение.[...]
6 (19) января 1918 г. Георгий Васильевич прибыл в Петроград.[...] В первые же дни пребывания в Петрограде Г. В. Чичерин оформил свое вступление в большевистскую партию. Отныне он навсегда связал себя с партией Ленина и до конца жизни оставался верным ленинцем.
8 (21) января Советское правительство по предложению В. И. Ленина назначает Чичерина товарищем (заместителем) народного комиссара по иностранным делам.[...]
Когда 10 (23) января в Таврическом дворце под звуки гимна победившей пролетарской революции "Интернационала" открылся III Всероссийский съезд Советов и председательствующий Я. М. Свердлов предоставил Чичерину слово, присутствовавшие в зале встали и долго аплодировали ему. Молча сидели на своих местах лишь меньшевики, составлявшие на съезде ничтожную кучку.
Обращаясь к участникам съезда, Чичерин сказал: "Пролетарско-крестьянское правительство России освободило меня и моих товарищей из тюрьмы, в которую нас бросили английские империалисты - руководители мировой реакции, руководители борьбы мирового империализма против социальной революции, поставленной историей на очередь дня. Английские империалисты, привыкшие за кулисами вершить судьбы народов, впервые встретили голос независимого пролетарского правительства и должны были склониться перед ясно выраженным требованием о нашем освобождении... Английский рабочий класс, несмотря на бесстыдную кампанию травли и клеветы, которая ведется продажной прессой английской буржуазии вокруг русского революционного движения, своим пролетарским чутьем понял, что здесь развертывается движение, созданное не кучкой авантюристов, а движением широких народных масс под знаменем социалистической революции, к которому английские товарищи собираются примкнуть не сегодня - завтра". Это была первая политическая речь Георгия Васильевича на родной земле.

Из книги "Г. В. Чичерин - дипломат ленинской школы" (Возвращение на Родину), Источник

Фильмы «Гимнастёрка и фрак» и «Знамя над миром» получили высокую оценку во множестве статей и рецензий, опубликованных в советской печати. Первый из фильмов посвящён годам становления ленинской внешней политики, началу деятельности советской дипломатии, второй рассказывает о рождении и первых шагах Коммунистического Интернационала. Таким образом, сложилась историки-документальная кинодилогия, в которой сценаристы С. С. Зенин, А. Е. Новогрудский и режиссёры В. Лисакович («Гимнастерка и фрак») и Л. Махнач («Знамя над миром») предстают не только, как мастера кинопублицистики, но и как историки-исследователи.

Газета «Советская культура» от 13 октября 1970 года, Источник