Реклама полнометражного документального фильма СОВКИНО «Всесоюзная спартакиада» (режиссер Я. Посельский), посвященного 1-й Всесоюзной спартакиаде 1928 года, проходившей 12 — 24 августа в Москве. Рекламный ролик являлся одной из первых отечественных попыток разработать технологию совмещения кукольного персонажа (популярного в те годы «Братишкина») с живыми актерами.
Работа художников: А. Птушко, И. Никитченко
Оператор: Марк Трояновский
В фильме снимались: Марк Трояновский и Александр Птушко
Музыка (написана в 2018 году) Олега Трояновского
1. В январе 1928 года в стране насчитывалось около миллиона организованных физкультурников, занимающихся в низовых кружках и коллективах, в различных спортивных секциях. Было принято решение о проведении в августе 1928 года Первой всесоюзной спартакиады. В программу были включены соревнования почти по всем культивировавшимся тогда в стране видам спорта, в том числе и прикладным, таким, как марш на 25 км, преодоление полосы препятствий, стрельба, военизированное плавание.
Со всех концов страны съехались в Москву более 7 тысяч сильнейших советских спортсменов, до 600 зарубежных гостей — посланцев рабочих спортивных организаций Австрии, Германии, Франции, Швеции, Норвегии, Англии, Финляндии и других стран. Спартакиада прошла успешно. Представители спортивных организаций республик Советского Союза и зарубежных стран обменялись опытом физкультурной работы, установили дружеские связи. Победители спартакиады обновили свыше ста рекордов СССР.
2. Одновременно с Первой всесоюзной спартакиадой проводилась Четвертая спартакиада РККА и Флота, в которой участвовало около 1200 армейских и флотских спортсменов.
Первая всесоюзная спартакиада не только продемонстрировала рост мастерства и спортивных достижений советских спортсменов, но и оживила спортивную жизнь всей страны. В то же время спартакиада помогла выявить и серьезные недостатки в физкультурном движении. Из-за отсутствия должной массовости далеко не везде были проведены предварительные отборочные соревнования, и многие спортсмены приезжали «по назначению». В республиках наблюдался разнобой в деятельности ведомственных физкультурных организаций.
3. 12 августа 1928 года 25 тысяч юношей и девушек приняли участие на Красной площади в Москве в грандиозном празднике, посвященном открытию Всесоюзной спартакиады. А на следующий день начались соревнования по 21 виду спорта, в которых приняли участие 7125 спортсменов. Более 70 процентов участников спартакиады начали заниматься спортом после Октябрьской революции. Вместе с советскими атлетами участвовали 612 представителей зарубежных рабочих спортивных организаций из 14 стран.
4. Главные события спартакиады проходили на выстроенном к празднику стадионе «Динамо». Количество мест на трибунах казалось тогда огромным — 25 тысяч. Также принимал гостей стадион Юных пионеров.
5. Центральный стадион «Динамо» в Москве был построен в 1927-28 г.г. по проекту архитекторов Аркадия Яковлевича Лангмана (1886–1968) и Лазаря Зиновьевича Чериковера (1895–1964) и открыт к Всесоюзной Спартакиаде.
6. Стадион «Юных пионеров» — первое специализированное физкультурно-спортивное внешкольное учреждение в СССР. Находился в районе «Беговой» Северного административного округа города Москвы, неподалёку от станции метро «Динамо». 12 октября 2015 года, в канун своего 90-летия, был окончательно закрыт.
7. К Первой всесоюзной спартакиаде была выпущена серия открыток. Автор — художник-авангардист, плакатист, представитель конструктивизма Густав Клуцис. Через 10 лет — 17 января 1938 года Густав Клуцис был арестован по сфабрикованному обвинению в участии в «фашистском заговоре латышских националистов» и 5 недель спустя расстрелян. Посмертно реабилитирован в 1956 году.
8. Полнометражный документальный фильм «Всесоюзная спартакиада» (режиссер Я. Посельский; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков) вышел в 1928 году.
Мой двоюродный дедушка Марк Трояновский снял фильм «Случай на стадионе» в 1928 году, а я написал музыку — в этом спасибо Алексею Трояновскому и Антону Трояновскому.
Олег Трояновский, композитор, Источник
Марк играет роль человека с камерой во второй половине фильма.
Трудно было найти нужный звук, получился не характерный для меня поп-арт.
Это реклама первой Всесоюзной Спартакиады, но премьера (!) была в начале года в Доме кино - в 1928 ролик не вышел.
[...]Приехав из Луганска и получив некиношное образование и специфический жизненный опыт, кинематографический путь Птушко начал в 1927 году в анимации. Какое-то время, оставаясь беспризорным жанром, анимация решала пропагандистские задачи. Художники создавали сатирические агитплакаты и политшаржи. Ни прокатчиков, ни руководство эта продукция особо не интересовала. Однако, в короткий период НЭПа незаметно прошла тихая революция. Анимация начала с поэтическим юмором отображать быт и повседневные заботы рядовых горожан. И она стала интересна рядовому зрителю. Именно тогда — в 1928 году и состоялся дебют Александра Птушко в качестве режиссера. На экраны вышел цикл мультипликационных фильмов с фигуркой кукольного героя — неким «Братишкиным», которого восторженно приняла публика. Благодаря необычайной выразительности изображения Птушко удалось добиться необходимого соотношения между условностью и жизнеподобием. В результате сего и возникла великая иллюзия кино.[...]
Источник
[...]С 12 по 24 августа 1928 года в Москве состоялись соревнования Всесоюзной Спартакиады, посвященные первому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. Поскольку СССР в те годы бойкотировал Олимпийские игры, то решил организовать собственные масштабные соревнования. Те старты всячески противопоставлялись официальным Олимпийским. Это проявлялось и на уровне языка: олимпийское движение соотносило себя с Древней Грецией и богами Олимпа, советские спортивные деятели ставили во главу угла куда более реальную фигуру — раба-гладиатора Спартака. Провозглашалось, что «цель Олимпийских игр — показание успехов физической культуры и выявление рекордных достижений в области чисто индивидуалистического спорта. В противовес Олимпийским играм буржуазно-капиталистических стран Красный спортинтерн устраивает Международные рабочие спортивные праздники (спартакиады), ставящие своей целью пропаганду физической культуры как средства оздоровления пролетариата и классового воспитания рабочих масс. Помимо отдельных спортивных соревнований, здесь выдвигаются массовые выступления». Соревнованиям Всесоюзной Спартакиады 1928 года предшествовали масштабные фактически олимпийские стройки спортобъектов. В день открытия Спартакиады атлеты прошли парадом по Красной площади, направляясь к только что открытому стадиону "Динамо". Примечательно, что Спартакиада началась в тот же день, когда и закончилась Олимпийские игры в Амстердаме. Масштабность Спартакиады позже подчеркивалась числом участников. В московских соревнованиях по 21 виду спорта приняло участие более 7 тысяч спортсменов, из которых почти десятая часть — представители заграничных рабочих спортивных организаций 17 стран. Тогда как в Амстердам приехали "только" 2,8 тысяч человек и соревновались они по 17 видам спорта, хотя и это был по тем временам рекорд для Олимпиад. Интересно, что впоследствии Спартакиады народов СССР использовались как раз для подготовки спортсменов к Олимпийским играм.[...]
sports.ru, Источник
И вот наступил долгожданный день. Москва. 12 августа 1928 года. 25 тысяч юношей и девушек принимают участие на Красной площади в грандиозном празднике, посвященном открытию Всесоюзной спартакиады. А уже на следующий день начинаются соревнования по 21 виду спорта. В состязаниях приняли участие 7125 спортсменов, из них 612 представляли зарубежные рабочие спортивные организации 17 стран. Самые крупные делегации прибыли из Германии и Финляндии.
Алексей Голубев, Источник
[...]Изначально Всесоюзная спартакиада задумывалась в качестве противопоставления «буржуазным» Олимпиадам. По мнению партийных идеологов, Олимпийские игры считались чуждыми советскому духу индивидуалистическими соревнованиями в области спорта, тогда как спартакиады должны были стать настоящим праздником трудящихся и служить делу воспитания пролетариата и оздоровления классового сознания.[...]
Алексей Голубев, Источник