Фильм:
Великий путь
(год выпуска – 1927)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(10 частей, хронометраж – 01:13:55)

Правообладатель:
Фильм перешел в разряд "Общественное достояние"

Категории:
война, государство, Гражданская война, история, промышленность, революция, сельское хозяйство

Ссылка на РГАКФД (2697)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

 В 1927 году к 10-летию Октябрьской революции на киностудии «Совкино» Эсфирь Ильинична Шуб снимает свой первый кинофильм под названием «Великий путь». 

1-я часть (просмотровка)

ПРОИЗВОДСТВО: «Совкино» и Музей революции СССР.

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссёр: Эсфирь Шуб

Помощники: Л. Фелонов, Т. Кувшинчикова

Консультант: Марк Цейтлин

Редактор: С. Мицкевич

Цитаты

Владимир Маяковский: Самое большое пожелание для советского кино на десятый год Октябрьской революции — это отказаться от гадостей постановочных «Поэт и царь» и дать средства, зря растрачиваемые на такого рода картины, на снимание нашей трудовой революционной хроники. Это обеспечит делание таких прекрасных картин, как «Падение династии Романовых», «Великий путь» и т. д.
Пользуюсь случаем при разговоре о кино еще раз всяческим образом протестовать против инсценировок Ленина через разных похожих Никандровых (рабочий Никандров, непрофессиональный актер, первый исполнитель роли Ленина в игровом кино: - прим. ред.). Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за всей этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него. Мы хотим видеть на экране не игру актера на тему Ленина, а самого Ленина, который хотя бы в немногих кадрах, но все же смотрит на нас с кинематографического полотна. Это — ценный облик нашего кинематографа.
Давайте хронику!

Стаья: «Вл. Маяковский — о кино», Ленинградская газета «Кино», Л. 1927, № 45, 7 ноября., Источник

[…]В эти же дни был получен большой ящик советских хроник, закупленный Амторгом в Америке. Я немедленно приступила к разбору материала. Среди разных хроник, имеющих летописное значение, я вдруг обнаружила негатив никому до сих пор не известных кадров В. И. Ленина. Есть предположение, что некоторые из них сняты в Москве американским кинооператором.[…]
Эти кадры так живо воспроизводили образ Владимира Ильича в часы его деятельности и редкие минуты отдыха. И. П. Трайнин (Илья Павлович Трайнин — советский юрист и общественный деятель. Член партии РСДРП(б) с 1904 года; в 1925—1929 гг. член правления Совкино; — прим. ред.) немедленно позвонил в Институт В. И. Ленина. Все кадры после снятия дубльнегатива были по описи и акту переданы в Институт. Впервые они были широко обнародованы в моем фильме "Великий путь". Фильм был выпущен на экраны Советского Союза к десятилетию Великой Октябрьской революции.[…]
Мой фильм «Великий путь» я делала уже в более благоприятных условиях. В этом мне помогла в первую очередь политическая и общественная оценка моего первого фильма "Падение династии Романовых", но немалую роль для меня сыграла в условиях студии и Совкино помощь в этом вопросе со стороны Владимира Маяковского и Сергея Эйзенштейна. Я получила право считаться автором фильма "Падение династии Романовых", получила звание режиссера и мне была предоставлена возможность снимать, вернее, доснимать, для моего очередного фильма — "Великий путь" — к десятилетию Великой Октябрьской революции. Кроме того, для меня была закуплена хроника текущих событий в Европе и в Америке.[…]
В ноябре 1927 года "Великий путь" был показан на экранах Москвы и всего Советского Союза. Фильм был хорошо оценен партийной и советской прессой и многими зарубежными товарищами. Он был отмечен Агитпропом ЦК. Вот как писал об этом фильме В. Маяковский: "Самое большое пожелание для советского кино на десятый год Октябрьской революции — это отказаться от гадостей постановочных "Поэт и царь" (фильм, поставленный режиссером В. Р. Гардиным (производство Совкино, выпуск 1927 г.); — прим. ред.) и дать средства, зря растрачиваемые на такого рода картины, на снимание нашей трудовой революционной хроники. Это обеспечит делание таких прекрасных картин, как "Падение династии Романовых", "Великий путь" и т. д.[…]

ШУБ Э. Жизнь моя — кинематограф. (— М., 1972)