В фильме бывшие репрессированные О. Козьмина, Л. Виолина (Френкель), К. Бабаева, К. Гончарова (Харламова) и другие рассказывают об обстоятельствах арестов, об условиях жизни в Акмолинском лагере, о трагичности судеб заключенных. Поездка О. Козьминой в г. Акмолинск через 40 лет после освобождения. Встреча, беседы с бывшими начальником лагеря Бариновым, начальником политотдела Юзипенко, охранником Корчагиным. В фильм вошли кадры кинохроника 30-х годов: демонстрация на Красной площади, члены Советского правительства на трибуне Мавзолея В. И. Ленина; женщины — заключенные Акмолинского лагеря работают на лесоповале; встреча Нового 1936 года.
Производство: ТПО «Нерв»
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Режиссер: Евгения Головня
Авторы сценария: Евгения Головня, Максуд Ибрагимбеков, Оксана Головня
Оператор Роман Комм
Звукооператор Юрий Дёмкин
Монтажер Ольга Чекалина
Редактор Галина Слуцкая
Художники: Маргарита Морозова, Михаил Артамонов
Музыкальное оформление Ирина Цатурова
Композитор Юрий Каспаров
Директор фильма Наталья Галина
1. 31 мая 2007 года по инициативе и при участии Президента РК Н.А. Назарбаева в ауле Акмол Целиноградского района Акмолинской области был открыт музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» (37 км от Астаны).
2. Акмолинский лагерь жён изменников Родины (А. Л. Ж. И. Р.) — разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области, Казахстан (1938—1953). Крупнейший советский женский лагерь.. Название связано с составом заключённых, значительная часть которых была репрессирована в соответствии с оперативным приказом НКВД СССР № 00486 как ЧСИРы — «члены семей изменников Родины». В 1938 году в лагере находилось около 8 тыс. заключённых женщин, в том числе 4500 ЧСИР. Среди них — сестра маршала М. Н. Тухачевского, жена и дочь А. С. Енукидзе, жёны С. Сейфуллина, Б. Майлина, Т. Рыскулова, С. Кожанова, Т. Жургенова, Н. Нурмакова, С. Асфендиярова, Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна — актриса кино, мать Майи Плисецкой (находилась в лагере с грудным ребёнком), Андроникашвили Кира Георгиевна — актриса, кинорежиссёр, жена Б. А. Пильняка, Лисициан Мария Вартановна, Сац, Наталия Ильинична — режиссёр и театральный деятель, жена И. Я. Вейцера, Соломянская Лия Лазаревна — деятель советского кинематографа и журналистка, мать Т. А. Гайдара, бабушка Е. Т. Гайдара, Любовь Ивановна Бабицкая (по первому мужу — Головня) — актриса немого кино, мать редактора ЦСДФ Оксаны Анатольевны Головня и бабушка режиссёра Евгении Викторовны Головня и многие другие.
3. Через женский лагерь прошли этапом свыше 18 тысяч женщин, арестованных как ЧСИР.
4. За 15 лет существования лагеря (1938 – 1953) «АЛЖИР» стал прибыльным многопрофильным хозяйством, а по производственным показателям среди всех отделений Карлага вышла на первое место. В глухой степи женщины сумели создать производственный комплекс, который не только обеспечивал их одеждой и питанием, но и в годы войны обеспечивал фронт спецобмундированием. В лагере функционировала швейная фабрика, где позднее был организован цех строчевышивальных изделий. Была построена малая электростанция. В «АЛЖИРе» развивали сельское хозяйство. Появилась своя мельница и пекарня. На 18 гектарах перепахали землю для посадки овощей, причем все делалось вручную с помощью лопат.
5. На месте лагеря в мае 2007 года состоялось открытие Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». Автором проекта музея — архитектор Сакен Нарынов. Один из музейных объектов — монумент «Арка скорби», символизирующий вход в священную землю, где происходит встреча двух миров — живых и мертвых. Монумент представляет собой женщину, скорбящую по погибшему мужу и потерянным детям. Проходя под аркой, необходимо склонить голову, отдавая дань памяти погибшим в трагические годы репрессий.
6. В память об актрисе и узнике А.Л.Ж.И.Р. Лидии Михайловны Виолиной (Френкель) её внучка Дарья Виолина (сценарист и продюсер) сняла фильмы «Московская сага», «Тяжелый песок», «Мы будем жить».
Это рассказ о судьбах женщин, которые долгие годы провели в закрытой стране АЛЖИР – таковым было сокращенное наименование Акмолинского Лагеря Жен Изменников Родины. Безжалостная машина сталинского террора перемалывала жизни не только тех, кто сидел, но и тех, кто их охранял. В фильме звучат воспоминания женщин, чудом оставшихся в живых после мучительной изоляции в лагере «строгого режима», рассказы бывших начальника лагеря, замполита, охранников. Вместе со съемочной группой, бывшая узница АЛЖИРА, актриса Оксана Козьмина совершает путешествие в прошлое … Использованы редкие хроникальные материалы.
Екатерина Головня, Источник