Киноведческая артель 1895.io на своих страницах в соцсетях объявила краудфандинг на печать новой книги, которая расширит серию ранее изданных «путеводителей» по фильмам 1920-х годов.
Книга киноведа Кирилла Горячка рассказывает о создании культового экспериментального фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (1929; производство ВУФКУ; главный оператор Михаил Кауфман; ассистент по монтажу Елизавета Свилова).
История создания фильма была восстановлена по документам, служебным запискам, прессе, черновым записям его создателей. В центре сюжета — конфликт кинорежиссера и кинооператора (человека с киноаппаратом) — братьев Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана. Работа над книгой велась более двух лет, автором было изучено и систематизировано огромное количество архивных материалов, в том числе ранее неопубликованных, которые хранятся в РГАЛИ, ГФФ, ГАРФе и Музее кино.
Книга выходит в рамках краудфандинга на «Планете.ру», что позволяет широкой аудитории принять участие в издании и поддержать киноведческое исследование. Уже сейчас можно сделать предзаказ книги, купить другие лоты или просто поддержать выход первого полноценного исследования о «Человеке с киноаппаратом».
Кирилл Горячок: «Эта книга — результат многих лет работы с архивом Дзиги Вертова в РГАЛИ. Вся моя киноведческая деятельность началась с «Человека с киноаппаратом». Мне хотелось узнать о нем больше: как он был снят, как вообще был возможен? Но бесчисленные книги и статьи о нем меня не удовлетворяли. Когда я погрузился в вертовский архив, меня поразило, как много материалов еще требуют публикации и осмысления. Это был 2014 год. Затем последовали диссертации, статьи, книжка стихов Вертова. И все еще это только крохотная часть наследия режиссера...
Мне хотелось не только рассказать о том, как фильм был снят, но показать сложную картину времени, общества и взаимоотношений кинематографистов. В центре сюжета — конфликт братьев Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана, режиссера и человека с киноаппаратом. Как из столкновения двух творческих методов, двух противоположностей возник этот удивительный фильм. Все это на фоне процессов, которые происходили в стране, культуре и советской киноиндустрии в конце 1920-х. «Человек с киноаппаратом» попал в удивительный отрезок времени: он не мог быть снят ни раньше, ни позже, и нигде, кроме украинского ВУФКУ. Это был последний вагон. Сама история создания картины – драма прощания с мечтой авангарда. »
(Источник: Telegram-канал Большой Пудовкин)
Важно отметить, что книга Кирилла Горячка представляет собой значительный вклад в изучение истории советского кино и творчества Дзиги Вертова. Она позволит читателям глубже понять контекст создания «Человека с киноаппаратом» и оценить его значение как для кинематографии, так и для культуры XX века.