Вышла новая книга Валерия Фомина «НА ПЕПЕЛИЩЕ. Советское послевоенное кино. 1945 -1953 гг. Документы и свидетельства»


Вышла новая книга Валерия Фомина «НА ПЕПЕЛИЩЕ. Советское послевоенное кино. 1945 -1953 гг. Документы и свидетельства»

22.05.2024

В издательстве «Канон-Плюс» вышла новая книга киноведа, доктор искусствоведения Валерия Ивановича Фомина «НА ПЕПЕЛИЩЕ. Советское послевоенное кино. 1945 -1953 гг. : Документы и свидетельства. Книга первая». (ISBN 978-588373-586-7; 790 страниц с иллюстрациями)

Валерий Фомин: «Книга посвящается моей маме Майоровой Елизавете Трофимовне и всем мамам девчонок и пацанов поколения 40‑х…

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю советского кино как эпоха «Малокартинья».  Это было трагическое  время. Страна лежала в развалинах. Но даже и в этих немыслимо трудных условиях наше кино не просто выжило, но и сумело создать целый ряд замечательных фильмов, ставших классикой отечественного киноискусства.

В годы суровых жизненных условий и запредельного напряжения сил советское кино сумело оказать нашему  народу мощную духовную и нравственную поддержку. И даже в условиях «железного занавеса» сумело прорвать политическую блокаду и было достаточно широко представлено на экранах самых разных зарубежных стран. Советские фильмы  продолжали нести миру правду о подвиге нашего народа, его истории и культуре.

Книга строится как хроника главных событий 1945-1953 гг.:

  • Постановление  ЦК ВКП(б) «О кинофильме «Большая жизнь» и погром советской кинематографии, учиненный Агитпропопом ЦК ВКП(б).
  • Лучше меньше, да лучше. Испытание «малокартиньем».
  • Художественный совет Министерства кинематографии СССР, в котором нет ни одного кинематографиста.
  • «Советское многонациональное». Поматросили и бросили.
  • Остров свободы под псевдонимом «Дом кино».
  • «Наша Кинотретьяковка». Рождение Госфильмофона.
  • Цвет советского кино — немецкий?
  • Стереокино — мы первые!

Автор собирал материалы к этой книге и работал над ней более 20 лет. В результате пришел к выводу, что так называемая эпоха «Малокартинья» осталась в общепринятой истории отечественного кино не только недостаточно понятой, увиденной крайне односторонне, но еще и самой оклеветанной. Послевоенные годы стали для нашего кино, действительно  труднейшим, даже трагическим испытанием. Но даже под слоем пепла оно сохранило огонь творчества и энергии своего развития, сумело вырастить  поколение кинематографистов, которое  уже в годы «оттепели» выведет наше кино на лидирующие позиции в мире.

Основу книги составляют реальные документы — директивы,  приказы, стенограммы  заседаний Министерства кинематографии СССР и других партийных и государственных инстанций.

Большой массив  официальных документов  дополняют  живые, эмоциональные воспоминания, письма, дневниковые записи ведущих мастеров советского кино той поры. Все это придает строгому научному документальному исследованию живость и  эмоциональность, превращает его в увлекательный рассказ о великом уроке гражданского и творческого мужества.

За чтением этой книги, пожалуй, не заснешь…

С разрешения автора и издательства наш сайт начитает цикл публикаций  фрагментов этого документального исследования.


Материалы по теме