18.06.2022

В 1918 году в составе Петроградского кинокомитета, затем — отдел кинохроники при кинофабрике «Севзапкино».

Официальной датой основания студии принято считать 1932 год; организатор кинохроники в Ленинграде  Иосиф Вениаминович Хмельницкий — в 1928 году организовал сектор кинохроники Ленинградской кинофабрики «Совкино»; с 15 мая 1931 до 10 февраля 1932 — заведующий сектором кинохроники Ленинградской кинофабрики «Союзкино»; с 10 февраля 1932 до 15 июня 1933 —  заведующий Ленинградским отделением «Союзкинохроники».

В 1932 —1942 — Ленинградское отделение кинофабрики «Союзкинохроники» / Ленинградская студия кинохроники («Ленкинохроника»)

В 1942 — 1944 — Ленинградская Объединённая киностудия; создана  на базе Ленкинохроники и Лентехфильма Приказом по Комитету по делам кинематографии при СНК СССР № 75-м от 30 апреля 1942 года (подписан Председателем комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большаковым). Первым директором Объединенной киностудии был назначен Иосиф Вениаминович Хмельницкий; существовала до 1944 года. 

В 1944 — 1991 — Ленинградская студия документальных фильмов.
С 1991 — Санкт-Петербургская студия кинохроники.
С 2012 — Открытая киностудия ЛЕНДОК — арт-пространство.

(Прим. ред. сайта #МузейЦСДФ)

Эфир 17 июня 2022, 18:57. Источник: www.smotrim.ru.

На набережную Крюкова канала Ленинградская студия кинохроники переехала после войны, в 46-м году. В белом зале, где когда-то был конный манеж, располагался павильон звукозаписи, а сегодня — кинозал, где все желающие могут посмотреть как современное кино, так и классику документалистики.


Алексей Тельнов, генеральный директор Открытой киностудии "Лендок":

"Та школа, которая была сформирована на этой киностудии. Эта школа, у неё есть свое название, оно известно во всем мире Ленинградская школа документалистики , у неё был свой почерк".

За картиной Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" в Эрмитаже установлена скрытая камера оператора Петра Мостового. Она фиксирует эмоции посетителей музея, разглядывающих полотно. Лента Павла Когана, снятая в 1966 году (документальный фильм «Взгляните на лицо». - Прим. ред. #МузейЦСДФ), стала эстетическим манифестом Ленинградской документалистики и настоящим потрясением для зрителей. Метод прямого наблюдения стал основой для репортажных съемок, входивших в союзные киножурналы — "Северные зори", "Наш край", "Панорама". Каждый освещал жизнь своего региона.

Александр Белахов, экскурсовод, киномеханик:

"Это настолько мощная была работа на нашей киностудии, что в пик производства, это получалось до тридцати киножурналнов в месяц. То есть это огромный объем работы".

В фойе "Лендока" — материалы об обширной географии киносъемок. Но иногда за самыми ценными кадрами не приходилось ездить в экспедиции. 10 марта 1966-го, без официального разрешения, съемочная группа Ленинградской киностудии воспользовались техникой и пленкой, чтобы зафиксировать для истории похороны Анны Ахматовой. Во время отпевания стрекот кинокамеры сильно мешал, вспоминали очевидцы. Но именно так, нелегально, режиссерам Соломону Шустеру и Семену Арановичу удалось создать бесценный материал (материалы, снятый операторами А. Д. Шафраном, А. Рейзентулом и др. были использованы в документальном фильме «Личное дело Анны Ахматовой», вышедшем в 1989 году на киностуии "Ленфильм", режиссер-постановщик и автор сценария (совместно с Е. Игнатовой) С. Аранович.  - Прим. ред. #МузейЦСДФ).

Ольга Погодина-Кузмина сценарист, драматург:

"Любое искусство и художественное и документальное, это процесс фиксирования времени. Его бытовых деталей, его атмосферы, его идей".

В 85-м году документальный фильм Ирины Калининой по сценарию Бориса Добродеева "Воспоминания о Павловске" был номинирован на премию "Оскар". В основе ленты — рассказы директора дворца-музея Анны Зеленовой. История памятника русской архитектуры и ландшафтного искусства, катастрофических разрушений во время Второй мировой войны и длительных реставрационных работ сочетала неповторимую эмоциональную интонацию и документальную подлинность фактов.

Сергей Дебижев, режиссер:

"События жизни не просто фиксировались как в телевизионных репортажах, а чтобы они художественно осмыслялись. Вот в чем суть документалистики. Просто перестали понимать ее важность силу, важность и значение".

В этом году "Лендок" отмечает 90-летие. На студии продолжается работа над новыми документальными лентами, а на открытых курсах киномастерства сотрудники обучают новое поколение режиссеров документалистов.


Материалы по теме