"Мосфильм" завершил цифровую реставрацию полной версии картины "Страсти по Андрею"

Об истории создания философской кинодрамы в репортаже Станислава Анисимова.

"Мосфильм" завершил цифровую реставрацию полной версии картины "Страсти по Андрею"

05.04.2022

Источник: www.smotrim.ru. Эфир от 05 апреля 2022, 10:40. Фото: "Оператор В. Севастьянов (с кинокамерой "Конвас-автомат") и актер  Ю. Назаров. 1964-1965. Фильм: Андрей Рублев". Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).

К 90-летию со дня рождения Тарковского "Мосфильм" завершил цифровую реставрацию полной версии картины "Страсти по Андрею". Об истории создания философской кинодрамы – Станислав Анисимов.

Специалисты "Мосфильма" завершили цифровую реставрацию первоначальной версии фильма "Страсти по Андрею". Работали восемь месяцев, убирали дефекты пленки, особенно заметные на крупных планах актеров. Исходный негатив ленты Тарковского утрачен, за основу реставраторы взяли так называемый "промежуточный позитив".

"Копию позитивную иногда создатели записывали в разряд промежуточного позитива, потому что она в таком случае становилась недоступна для просмотра цензуры, либо худсоветов. Тогда создатели только могли ее просматривать и принимать какие-то решения. Возможно это и спасло эту картину от уничтожения", – рассказал главный инженер – технолог "Мосфильма" Алексей Сеньковский.

Название ленты Андрея Тарковского на разных этапах производства менялось. 26 апреля 65-го ленту запустили в производство. С этого места в Суздале, где сейчас стоит памятник фильму, Андрей Тарковский и оператор Вадим Юсов присмотрели точку съемки: окрестности Спасо-Евфимиева монастыря.

Декорация " Колокольная яма" – одна из самых сложных в фильме. Чистый эксперимент – изготовление колокола весом в пять тонн. Изделие было разработано художниками из железобетона.

"Вот там, где мы сейчас с вами находимся, был вырыт огромный котлован. И для людей суздальских это было удивительно, потому что все боялись, чтобы не испортили вид нашего города, как бы новая постройка здесь не появилась. Была весна 1965 года. Люди готовились к посевным работам", – отметила заведующая музейным комплексом "Спасо-Евфимиев монастырь" Елена Тимофеева.

А в начале июня из-за проливных дождей декорация "Колокольная яма" обрушилась. Пришлось строить заново.

Самые эффектные эпизоды фильма оказались на деле весьма драматичными для актеров, как вспоминают местные жители, снимавшиеся в массовке. Вот в этот овраг речки Каменка полетел Бориска, обрадованный тем, что нашел глину. Тарковский сказал, что получилось неплохо, но нужно было попробовать еще раз.

Робу Николая Бурляева, испачканную в грязи, постирали тут же в речке, просушили на осветительных приборах и сняли еще дубль.

"Драматизм заключался в том, что это был октябрь месяц, и был сделан искусственный дождь из брандспойта, и вот Коля бедный, в робе в такой, он быстро промок, вот шел, падал и, найдя глину, кричал, что он нашел ее, нашел", – отметил краевед, историк, заслуженный работник культуры России Юрий Белов.

Версия фильма "Страсти по Андрею" почти на тридцать минут больше "Андрея Рублева". В нее вошли исключенные эпизоды.

"Корова, живая корова, пожираемая огнем, – это жертва, принесенная на алтарь искусства кинематографии по требованию постановщика фильма", – сказано в одном из документов "Мосфильма".

Тарковский не раз повторял, что корова была накрыта попоной. Но обвинения в чрезмерной жестокости стали одной из причин, по которой фильм был снят с проката практически сразу после премьерных показов. Осенью 65-го режиссера и вовсе обвинили в преступной халатности, которая чуть не привела к гибели всего музейного комплекса – Успенского собора во Владимире.

"И тут конечно вызвали, очень быстро приехали пожарные. Что сделали пожарные? Они все сделали правильно, они взломали кровлю. Как им было тушить? Откуда они знали, что там только тлеет. И сразу воздух и пламя", – заметила член Президиума Международного совета музеев, кандидат исторических наук Алиса Аксёнова.

Резкие отзывы критиков и специалистов привели к значительным сокращениям фильма. По сведениям специалистов насчитывается 5 версий "Андрея Рублева".

"Самая лучшая версия, по мнению самого Андрея Арсеньевича Тарковского, – это версия 1969 года, которая пошла в Европу, и о которой он сказал корреспондентам журнала "Позитив": "Это та версия, которую я подписал. Это мой вариант", – процитировал киновед Дмитрий Салынский.

Даже с возвратом удаленных сцен отреставрированный фильм "Страсти по Андрею" оказывается лишь одним из вариантов, с которым работал режиссер. Но тем не менее, это еще одна возможность приблизиться к понимаю того, как работал Андрей Тарковский, попытка заглянуть в творческую лабораторию мастера.

Не пропустите! С 4 по 10 апреля на телеканале "Россия-Культура" представлена специальная программа, посвящённая 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского.