#Новостикультуры. К 60-летию со дня окончания перелёта по маршруту Москва-Антарктида-Москва

О рейсе, который готовили в условиях строгой секретности, рассказывает Станислав Анисимов.

#Новостикультуры. К 60-летию со дня окончания перелёта по маршруту Москва-Антарктида-Москва

20.03.2022

Источник: www.smotrim.ru. Эфир от 14 марта 2022 года, 20:20.

15 декабря 1961 года с аэродрома Шереметьево под Моск­вой стартовали два турбовинтовых самолета ИЛ-18 и АН-10. Маршрут, протяженностью 26 423 км, пролегал через четыре континента и два океана: Москва — Ташкент — Дели (Индия) — Рангун (Бирма) — Дарвин (Австралия) — Сидней (Австралия) — Крайстчерч (Новая Зеландия) — Мак-Мёрдо (Антарктида) — Мирный (Антарктида).

В этом году исполнилось 60 лет со дня окончания межконтинентального перелёта по маршруту Москва-Антарктида-Москва. Воздушная экспедиция показала, что советские самолёты могут преодолевать огромные расстояния. О рейсе, который готовили в условиях строгой секретности, расскажет Станислав Анисимов.

Рекорд советской гражданской авиации: сверхдальний рейс 1961 года, объединивший Москву и Антарктиду воздушным маршрутом.

Текст распоряжения Совета министров СССР о планируемом перелете подготовил Александр Афанасьев – начальник Главного управления Северного морского пути.

Сегодня черновик этого документа хранится в Государственном архиве на Большой Пироговской.

"Подчеркнуто карандашом то, что полет, о котором идет речь в этом распоряжении, это полет пробный, который позволит понять, возможно ли долететь до Антарктиды вот с помощью этой эстафеты или есть какие-то сложности", – пояснил главный специалист Государственного архива Российской Федерации Федор Мелентьев.

А сложности, разумеется, были.

В архиве Афанасьева сохранился план маршрута "Москва-Мирный" со всеми остановками. Он очень удивил пилота-инструктора Валерия Кренева, участвовавшего в подготовке перелета.

"Лететь до Антарктиды вот по этому маршруту, а у нас карты только до Австралии. И все. А дальше нет. Все", – заметил бывший пилот-инструктор 247 авиаотряда полярной авиации Валерий Кренев.

Побеседовав с экипажами, летающими на международных линиях, Валерий Александрович выяснил: найти недостающие карты и навигационные данные можно в пунктах пролета и возможной посадки, там они не были засекречены как в СССР. Конечно, это был большой риск.

"А если не дадут? Тогда как быть? Так вот, на всякий случай было взято с собой много сувениров. А какие русские сувениры? Водочка, икра красная, черная", – заметил Кренев.

Из Москвы трансконтинетальный рейс вылетел 15 декабря 1961 года, в Антарктиде он приземлился через 10 дней. Общая протяженность маршрута составила 26 423 километра. Путь пролегал через четыре континента и два океана.

Пассажирские рейсы ИЛ-18 связывали Москву с поселками и городами Крайнего Севера. Именно этот самолет и был выбран для перелета в Антарктиду. В салоне установили дополнительно 6 баков по 800 литров горючего каждый.

"Столкнулись с трудностью: фюзеляж у него маленький, 3 с небольшим метра, и вот эти грузы крупногабаритные туда не помещались. И тогда туда был привлечен еще АН-12", – отметила экскурсовод Центрального музея Военно-воздушных сил Марина Тараканова.

Из-за секретности в документах его называли грузовым вариантом АН-10. Для посадки в Антарктиде были изготовлены специальные лыжи из титана, которые подогревались от двигателя самолета.

Всего в перелете участвовало 33 человека, среди них – группа ученых-исследователей.

Зафиксировать перелет на пленку было поручено кинооператору Центральной студии документальных фильмов Марку Трояновскому.

"Он сравнивал этот полет с полетом на Северный полюс. На Северном Полюсе можно было снимать из окна самолета. Самолеты летели на высоте 600-7000 метров. Скорость 160 километров в час. Ну это фактически автомобиль. А Тут значит 10 тысяч метров, скорость тоже где-то там 700 километров в час. И ничего не видно", – пояснил сын М. Трояновского, зам. директора Института физических проблем имени П.Л. Капицы РАН Алексей Трояновский.

Камерой конвас Марка Антоновича заинтересовались пингвины. Непуганые птицы, они редко встречали человека и тем более съемочную технику.

На память из поездки Трояновский привез вот такой сувенир – яйцо пингвина, очищенное от содержимого. Сегодня это семейная реликвия.

А вот с хроникой перелета было не все так удачно. Из отснятого материала, а это более двух часов пленки, в фильм вошло лишь 17 минут. Остальное было засекречено.

Фото из архива А.М. Трояновского.


Материалы по теме