#НовостиКультуры


Выход книги «Иван Грозный» Эйзенштейна и выпуск фильма в повторный прокат.

10.10.2021

Эфир 07 октября (18:01) на телеканале «Россия–Культура» / Новости культуры. Источник: www.smotrim.ru. Репортаж Станислава Анисимова. Фото: Ефросинья и Владимир Старицкие (Серафима Бирман и Павел Кадочников) Фильм: Иван Грозный (2 серия) -"Боярский заговор". 1945. Автор фото: Домбровский В.В. Источник: ГОСКАТАЛОГ. РФ (Музей кино).

Восемь месяцев - столько заняла работа над реставрацией двух серий "Ивана Грозного " Сергея Эйзенштейна. Усохшая пленка деформировала пропорции кадра. Их приходилось кропотливо восстанавливать в соответствии с замыслом режиссера.

А вот в сцене венчания на царство специалисты убрали мерцающий свет осветительных приборов.

 

Тамазин Виктор Главный инженер киноконцерна Мосфильм:

Это Мы называем фликер - это такое изменение плотности по кадру, когда свет то пропадает то появляется, так это выглядит не очень смотрибельно, не очень приятно.

Вовсе нет, на саму историю съемок Ивана Грозного. Нестабильным освещение на площадке было из-за перебоев в подаче электроэнергии. Фильм снимали в 1943 году, в эвакуации  в Алма-Ате. Все предприятия города работали на оборону, электричество в павильон подавалось только ночью. График был очень напряженным. Идеи для своих фильмов Эйзенштейн черпал из самых разнообразных источников. Не все книги и предметы, собранные  мастером по всему миру, он смог взять с собой в Алма-Ату.

Наталья Рябчикова:

И в этот раз особенно, в работе над Иваном Грозным, ему начали приходить идеи о том, как строить сценарий, через рисунки. Он сразу же для себя какие-то опорые точки решал образами.

Коллеги Эйзенштейна язвили "он гнет актеров под картинку!" Ну а как иначе, если профиль Ивана Грозного режиссер увидел в ветвях дерева за окном своего дома в Алма-Ате. Черкасову приходилось вписываться в эти линии.

Рисунок движений героев фильма во многом формировали их  костюмы, которые по задумке режиссера  должны были походить на одеяния 16 века.  Эта боярская шуба, часть реквизита картины, сегодня хранится в музее кино. Из подлинной старинной парчи с крупным тканным золотым орнаментом. Подкладка из зеленого атласа. Где же взяли эти материалы для костюма в 43 году, в Алма-ате. На помощь пришли музеи, также как и сотрудники Мосфильма, находившиеся в эвакуации.

Эмма Малая, старший научный сотрудник Музея кино:

И в частности музей Нового Иерусалима. У которого были старинные облачения церковные. И вообще старинные ткани. Государство помогло, была команда помочь этому фильму, который очень важный был и очень важно было его в это время сделать. 

Сделали качественно - даже моль не смогла устоять и случайно попала в кадр. Но ее заметит только специалист-реставратор. То, на что обратили внимание зрители, увидевшие первую серию в 1944 году - опубликовано в новой книге "Иван Грозный. Хроники Эйзенштейна" , вышедшей в издательстве Искусство кино.

ЗДЕСЬ ВОТ, КАК ТОГДА ЛЮДИ ЖИЛИ, КАКИМ ЯЗЫКОМ РАЗГОВАРИВАЛИ И КАКИЕ ОБЫЧАИ У НИХ БЫЛИ. СМОТРИШЬ, И ДАЖЕ СТРАШНО ДЕЛАЕТСЯ, ТОГО И ГЛЯДИ ТЕБЕ НОЖ В СПИНУ ВОТКНУТ

 

Станислав Дединский:

Они поняли что есть драма, такого шекспировского размаха, она не то, чтобы их эмоционально вовлекает, она делает их немыми свидетелями, какой-то вот трагедии, которая разворачивается на экране, а вовсе не участниками.

Чем поразит фильм Эйзенштейна сегодня: постановочным размахом или аллюзиями на современность, зритель решит сам. Отреставрированная версия картины выходит в повторный прокат.