Источник: Alex Golubev 14.07.2021. Фото: "Съемочная группа фильма "Неистовый Зураб" в мастерской художника. 2003 год". На фото (второй справа) - режиссер фильма Александр Стефанович. Фото из личного архива А. Голубева.
13 июля ушел из жизни Александр Стефанович — кинорежиссер, сценарист, писатель и просто яркий человек. Многим он запомнился как истинный гедонист, любитель красиво и широко пожить. Он никогда не изменял себе — даже в самые серые советские времена. Будучи невыездным (его не выпускали даже в Монголию), он весьма своеобразно противостоял системе. «Были инакомыслящие, а я был инакоживущий», — так он говорил мне о том периоде своей жизни.
Каждый, кто хоть раз работал с ним, непременно попадал под его обаяние. Кроме того, Александр Борисович обладал удивительным даром: он мог быстро и точно определить не только цель (и в жизни, и в творчестве), но и самый легкий путь к её достижению.
Правда, судьба сыграла с ним злую шутку: в свое время он, успешный кинорежиссер, женился на молодой начинающей певице Алле Пугачевой. Этот брак был частью грандиозного проекта «по раскрутке» новой звезды всесоюзного масштаба. Проект будет реализован, брак распадется, а Александр Борисович в массовом сознании так и останется как «второй муж Аллы Пугачевой». И это несправедливо, так как он, несомненно, оставил свой след в отечественном кино.
Сам Александр Стефанович считал себя в первую очередь режиссером игрового кино — наиболее ярко он проявил себя при создании музыкальных фильмов. Однако, по моему мнению, он был прирожденным документалистом. Александр Борисович мог мгновенно найти востребованную тему, найти интересного героя и на 100% разговорить его, невероятно точно выстроить ритм и настроение киноповествования, творчески использовать (по мере необходимости) приемы из художественного кино.
Некоторые из его документальных кинолент — «Жаркий август 1991 года», «Предостережение», «Кремлевский заговор», «Звезды первой величины», «Мечеть Парижской Богоматери» и др. — были с большим интересом встречены зрителями и прессой. Лично на меня наибольшее впечатление произвели его фильмы о крупнейших деятелей культуры: «Один час с Козинцевым», «Иосиф Бродский. Страницы жизни», «Тайна Лени Рифеншталь», «Юрий Любимов. Монолог», «Неистовый Зураб», «Ирина Колпакова. Волшебство».
Этот год превращается в год великих потерь. Один за другим уходят яркие мастера нашего кино — вчера этот скорбный список пополнил Александр Борисович Стефанович.